Характеристика типа рынка продукции предприятия

Исходным пунктом в выборе стратегии ценообразования, а в последующем и выборе метода установления цены является характеристика типа того рынка, на котором осуществляет свою деятельность данное предприятие.

Критерием деления рынков по типам является характер и степень свободы конкуренции и ценообразования. По этим признакам принято выделять следующие типы рынков.

Рынок чистой (свободной, совершенной) конкуренции. Данный тип рынка предполагает присутствие на нем множества продавцов и множества покупателей. При этом ни один отдельно взятый продавец или покупатель не может за счёт своих личных усилий повлиять на стихийно сложившиеся условия конкуренции. Тогда цена на товар формируется только под воздействием спроса и предложения и приближается к равновесному состоянию.

Внешними признаками рынка чистой конкуренции являются:

  • цены предложения товаров равны ценам спроса на эти товары, но при этом цены достаточно свободны, то есть находятся в некотором движении;
  • наличие достаточных запасов товаров и/или резервных мощностей у производителей приводит к тому, что товарный дефицит никогда не наступает;
  • имеет место прямое взаимодействие спроса, предложения и цены товара, что возможно только при отсутствии какого-то ни было внешнего регулирования (рынок свободен от государственного вмешательства);
  • изменение цены на какой-либо товар влечёт адекватные изменения на все дополнительные и используемые в его производстве товары;
  • имеется свободный вход и выход, как для любых продавцов, так и любых покупателей.

В большинстве своем предприятия, относящиеся к рынку чистой конкуренции, – это широкая сеть организаций розничной торговли, торгующие массовым однородным стандартным продуктом.

Однако в современных условиях свобода на таких рынках частично ограничивается действием ряда факторов:

  • ограничение торговой наценки со стороны государственных, местных органов управления;
  • концентрация оптовой сферы, её монополизация;
  • государственные муниципальные ограничения при вхождении в рынок и др.

Действия этих факторов подменяют чистую конкуренцию различными системами неценовой конкуренции. Рынок монополистической конкуренции. Предполагает наличие множества продавцов и покупателей, но в отличие от рынка чистой конкуренции товар каждого продавца дифференцирован и обладает специфическими особенностями (индивидуальными потребительскими характеристиками).

Отсюда, каждое предприятие имеет некоторую (условную) монополию при установлении цены на свой фирменный товар, которая ограничивается только лишь наличием конкурентных заместителей данного товара товарами других предприятий.

В связи с этим, данный тип рынка сталкивается не столько с проблемой единичного равновесия (один товар), сколько с проблемой группового равновесия (взаимное приспособление внутри одной товарной группы) экономических сил группы конкурирующих между собой условных монополистов.

Внешними признаками рынка монополистической конкуренции являются:

  • цены предложения на товары внутри одной группы могут значительно отличаться от цен спроса;
  • возможно несовпадение предложения и спроса как абсолютное, так и структурное;
  • ценообразование осуществляет производитель (а не рынок) с учётом выбранной им стратегии;
  • в конкретной борьбе наряду с ценой большую роль играют не ценовые факторы (послепродажное обслуживание, реклама и т. п.).

В мировой практике рынок монополистической конкуренции наиболее представительный и охватывает почти все сферы хозяйственной деятельности.

Рынок конкуренции немногих производителей (олигополия). Предполагается, что на рынке действует ограниченное число крупных производителей и множество покупателей. Крупные производители в целом занимают доминирующие положение на рынке относительно всех других мелких производителей, но почти равное между собой. По этому, они имеют возможность определять основные условия (в том числе и ценовые) деятельности на этом рынке.

К внешним признакам олигополии относятся:

  • несколько предприятий (около десяти) обеспечивают потребности всего рынка или подавляющей его части, товар же может быть однороден или дифференцирован фирменной маркой;
  • ряд из этих крупных предприятий занимают на рынке большой удельный вес (более 20%), так что они способны влиять на рыночную цену товара (ценовой диктат, изменение объёма продаж и т.п.);
  • все крупные предприятия осознают взаимозависимость, как в ценообразовании, так и в других аспектах рыночного поведения;
  • вхождение на рынок других предприятий «со стороны», как правило, затруднено.

Олигополистическая структура рынка является преобладающей для современных промышленно развитых стран и для предприятий, производящих товар промышленного назначения (станкостроение и и машиностроение, топливно-энергетический комплекс и др.).

Монопольный рынок. Характеризуется господством одного производителя, который и диктует цены на товар, а также и все другие параметры и условия на рынке. Во всех промышленно развитых странах, в том числе и в Российской Федерации, монополистическая деятельность запрещена законом, кроме специально оговоренных случаев.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)