Факторы рыночного ценообразования 

Как известно, основной движущей силой равновесия рыночной экономической системы является конкуренция. При этом цена выступает как главный инструмент конкуренции, перераспределения ресурсов и перелива капитала.

Для эффективного функционирования рыночной экономики необходимо соблюдение двух условий. Во-первых, свободные конкурентные цены, формирующиеся в процессе торга и тем самым регулирующее соотношение спроса и предложения на рынке аналогичных товаров и, во-вторых, возможность воспроизведения равновесия рынка.

В свою очередь для реализации рыночного ценообразования необходимо:

  • экономическая и юридическая самостоятельность, а также свобода выбора предпринимательского поведения всех субъектов хозяйствования, в частности возможность самостоятельного выбора
    бизнеса и осуществление его за счет собственных средств и под свою ответственность;
  • коммерческая основа отношений между субъектами хозяйствования, то есть оформление хозяйственных отношений в форме договоров, контрактов, прямых актов купли-продажи и т.п.;
  • защита коммерческих отношений, гарантирующая возмещение потерь, убытков, упущенной выгоды и тому подобное то есть наличие в экономической системе действенного хозяйственного законодательства;
  • наличие конкурентной среды, то есть преодоление монополизма и тем самым обеспечение возможности выбора адекватного рыночного поведения для всех субъектов хозяйствования;
  • равновесие рынка, то есть такого состояния, при котором спрос и предложение товара уравновешивается посредством равновесной цены.

Процесс ценообразования на конкурентном рынке должен базироваться на учёте факторов, которые формируют рыночные цены. При этом все учитываемые в рыночном ценообразовании факторы следует классифицировать по группам.

Факторы спроса, формирующие цену спроса на товар, которую готов заплатить покупатель. К ним относят:

  • платёжеспособный спрос, то есть сумму денег, которую покупатель имеет возможность выделить на приобретение данного товара;
  • уровень сбережений, который представляет собой покупательский резерв в виде временно свободных денег;
  • объём спроса, то есть количество данного товара, которое покупатель обычно приобретает при данном уровне цен;
  • совокупность потребительских свойств товара (в обычной практике это ассоциируется с качеством товара);
  • полезность товара – способность удовлетворить определённые потребности.

Факторы потребительского выбора, определяющие уровень конкурентоспособности данного товара на рынке аналогичных товаров. В эту группу включаются следующие факторы:

  • структура потребностей потенциальных покупателей и структура конкурирующих товаров способных удовлетворять эти потребности;
  • принципиальная замещаемость данного товара другим или другими (наличие на рынке товаров-субститутов);
  • предельные нормы замещения данного товара другим или другими, то есть количество товара-субститута способное заместить норму потребления данного товара (например, сколько потребуется коробков спичек, что бы заменить одну зажигалку);
  • сопоставление конъюнктуры рынка данного товара с дополняющими его товарами или с товарами, для которых данный товар является дополняющим (комплиментарные товары).

Факторы предложения, определяющие цену товара, на которую претендует продавец. К ним относят:

  • общее количество товара на рынке (фактическая ёмкость рынка) и рыночная доля данного продавца;
  • уровень запасов данного товара у всех возможных производителей и уровень запасов у данного продавца;
  • среднеотраслевые издержки производства и обращения для данной группы товаров;
  • уровень налогообложения для данного вида бизнеса;
  • среднеотраслевая норма прибыли в данном бизнесе и обычные направления её распределения (инвестиции, фонды, дивиденды и т. п.).

Факторы, обусловленные альтернативными производственными возможностями. В эту группу включают:

  • предельную замещаемость товаров в использовании имеющихся производственных возможностей, то есть альтернативные издержки производства при изготовлении аналогичных товаров;
  • предельную замещаемость альтернативных технологий;
  • предельную замещаемость производственных факторов (природных ресурсов, капитала, труда).

Факторы эффективности производства и реализации товара, определяющие целесообразность (выгодность) реализации данного бизнеса:

  • среднеотраслевой уровень рентабельности по данной товарной группе;
  • уровень ликвидности производства.

Очевидно, что перечисленные выше факторы по своей природе не однородны. Поэтому на практике их принято подразделять на контролируемые продавцом и неконтролируемые.

К числу первых относятся те, на которые может оказать влияние управляющая подсистема продавца, то есть высшее руководство и соответствующие функциональные службы предприятия.

Неконтролируемые – это, как правило, факторы макросреды по отношению к продавцу и поэтому он не может на них повлиять, а должен изучать и учитывать их воздействие в практическом ценообразовании.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)