Характеристика компании X5 Retail Group

Х5 Retail Group – ведущий мультиформатный современный ритейлер, создающий, развивающий и активно управляющий портфелем розничных брендов, каждый из которых имеет свое ценностное предложение.

Х5 Retail Group была основана более 20 лет назад, изначально развиваясь как предпринимательская инициатива до построения ведущего российского ритейлера в соответствии с лучшими мировыми практиками.

Компания стремится предоставить каждому покупателю, где бы он ни жил и независимо от уровня дохода, возможность совершать покупки в магазинах современного формата, обеспечивая комфортный доступ к широкому ассортименту высококачественных товаров.

Развивая розничные сети, Х5 Retail Group расширяет каналы дистрибуции и стимулирует развитие российского производства. Компания управляет тремя брендами с уникальными ценностными предложениями, привлекательными для широкого круга покупателей.

В 1995 году в Москве был открыт первый магазин «Перекресток». В 1999 году была основана сеть магазинов «Пятерочка» и открыт первый магазин в Санкт-Петербурге. В 2005 году «Пятерочка» провела IPO на Лондонской фондовой бирже. X5 была основана в мае 2006 года после объединения форматов «Пятерочка» и «Перекресток».

X5 Retail Group является публичной компанией. Общее количество акций на момент составления кейса составляет 67 893 218 шт. 47,86% из них принадлежит компании CTF Holdings S.A., 11,43% – Intertrust Trustees Ltd (Axon Trust), 0,08% – руководителям компании, 40,62% – акционерам, владеющим менее 3% акций.

ГДР компании (Глобальные депозитарные расписки) торгуются на Лондонской фондовой бирже (тиккер: LSE: FIVE) и Московской бирже (тиккер: MOEX: FIVE). Каждая ГДР соответствует 0,25% одной обыкновенной акции.

По состоянию на 01.01.2020 года в состав группы Х5 входили 15354 магазина марки «Пятерочка», 852 магазина марки «Перекресток» и 91 магазин марки «Карусель». Розничные сети и распределительные центры X5 Retail Group расположены в 65 субъектах Российской Федерации в 7 федеральных округах.

Основная концентрация магазинов приходится на Центральный и Приволжский округа, при этом компания не представлена в Дальневосточном регионе и очень слабо представлена в Сибирском и Северо-Кавказском округах. Здесь явно присутствует потенциал для роста. Организационная структура X5 Retail Group децентрализована.

Интересно
Менеджеры всех форматов компании – торговых сетей «Пятёрочка», «Перекресток» и «Карусель» – подчиняются непосредственно Генеральному директору. В рамках каждого формата существуют коммерческий и финансовый отделы, отдел маркетинга, дирекции по управлению персоналом, служба безопасности и развития.

Розничная сеть «Пятёрочка» имеет собственную логистическую систему, а сети «Перекресток» и «Карусель» совместно управляют логистической деятельностью. В компании X5 Retail Group внедрена двухуровневая система корпоративного управления, включающая Наблюдательный Совет и Руководство.

Высшим органом управления компании является Общее собрание акционеров. В течение 6 месяцев после окончания финансового года X5 Retail Group обязана провести Общее собрание акционеров. На этом заседании представляются и утверждаются финансовые отчеты за отчетный период, заслушиваются и рассматриваются предложения о распределении прибыли, и т.д.

В обязанности Наблюдательного совета входит консультирование и контроль за общем состоянием компании. При этом Наблюдательный совет представляет интересы акционеров. Все важные решения требуют одобрения Наблюдательного совета. Кроме того, Наблюдательный совет осуществляет мониторинг структуры и управления органами внутреннего контроля и процессом подготовки финансовой отчетности.

Наблюдательный Совет в X5 Retail Group проводит заседания не реже 4 раз в год. Члены Наблюдательного совета назначаются Общим собранием акционеров. На 01.05.2020 Наблюдательный совет состоял из девяти членов.

Руководство компании в первую очередь отвечает за операционную деятельность. Для этого оно должно обеспечивать работу самой организации, контролировать соблюдение требований законодательства, а также выявлять и минимизировать риски на ранней стадии. Главой компании на момент написания кейса является генеральный директор Игорь Шехтерман.

Магнит – Всего у Магнита более 20000 торговых точек и более 300 тысяч сотрудников. Магазины компании расположены в более чем 3700 населенных пунктах Российской Федерации. Компания планирует увеличить свою долю на российском рынке с 6% до 15% до 2023 г. Магнит имеет собственное производство – комплекс по выращиванию шампиньонов и производству хлебобулочных изделий.

ДКБР – российская компания, владеющая крупной продовольственной розничной сетью. Компания является третьим по обороту розничным ритейлером в России. Под торговыми марками «Дикси», «Бристоль» и «Красное и белое» работает более 13000 магазинов. Суммарная планируемая выручка объединенной группы в текущем году составит около 800 млрд руб. без НДС.

Лента – одна из крупнейших розничных сетей в России и первая по размеру сеть гипермаркетов в стране. Компания была основана в 1993 году в Санкт-Петербурге. Лента управляет 249 гипермаркетами в 88 городах России и 131 супермаркетами. Компания имеет более 15,8 миллионов активных держателей карт лояльности. 97% всех продаж в магазинах Ленты осуществляются с использованием таких карт. Число штатных сотрудников Ленты составляет 48 391 человек по состоянию на 2019 г.

Ашан – французская корпорация, представленная во многих странах мира. Один из крупнейших в мире операторов розничных сетей. В России развитием и операционной деятельностью сети занимается Ашан Ритейл Россия. На сегодняшний день Ашан Ритейл Россия – это 314 магазинов четырех форматов: гипермаркеты, суперсторы, супермаркеты и магазины формата «у дома». В компании работает более 41000 человек.

Основным направлением деятельности X5 Retail Group является продажа товаров – продовольственных и непродовольственных конечному потребителю в режиме off-line. Основной стратегией бренда «Пятерочка» является размещение магазинов в жилых районах вблизи домов покупателей с широким ассортиментом товаров, отвечающих любым требованиям покупателей. Бренд предлагает покупателям высококачественные товары эконом-класса.

Бренд также проводит акции, которые позволяют покупателям экономить на покупках. Средняя торговая площадь магазина составляет 389 квадратных метров. Доля «Пятерочки» в чистой розничной выручке X5 Retail Group в 4 квартале 2019 года составила 78%.

Стратегия бренда «Перекресток» заключается в предложении высококачественных свежих продуктов и премиум-шопинга. Основным выбором для размещения магазинов «Перекресток» является удобное и доступное центральное расположение в городах или транзитных узлах.

Основное внимание уделяется высокому качеству, свежему, экзотическому и уникальному ассортименту, а также отличному обслуживанию клиентов и программе лояльности. Средняя чистая торговая площадь составляет около 1056 квадратных метров. Доля в чистой розничной выручке X5 в 4 квартале 2019 г. составила 17%.

Бренд «Карусель» специализируется на магазинах «все в одном» – широкий ассортимент продуктов питания и непродовольственный ассортимент. Основным выбором для расположения магазинов «Карусель» являются основные центральные места в городах или транзитные узлы.

Также одной из составляющих стратегии бренда «Карусель» являются эффективные промо-акции, подкрепленные привлекательной программой лояльности. Средняя торговая площадь магазина составляет 4026 квадратных метров. Доля в чистой розничной выручке X5 Retail Group в 4 квартале 2019 года составила всего 5%.

Помимо торговых сетей, X5 Retail Group управляет интернет-супермаркетом «Перекресток.ру» и службой доставки 5Post. Но их доля в чистой розничной выручке до начала пандемии коронавируса была сравнительно невелика (<5%).

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)