Характеристика дидактических игр

В процессе обучения используются специальные дидактические игры. В отличие от обычных игр, игры на занятиях (дидактические игры) имеют четко поставленную цель, которая соответствует результату обучения.

Дидактические игры — это вид игр с правилами, которые специально созданы для обучения.

Принята следующая классификация дидактических игр:

  • по виду деятельности (двигательные, умственные, трудовые, социальные, психологические);
  • по характеру педагогического процесса (обучающие, тренировочные, контролирующие, развивающие);
  • по характеру игровой методики (предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные, игры-драматизации);
  • по структуре (игры-упражнения, игры-состязания).

Существуют следующие принципы игрового обучения:

  • принцип добровольности участия в игре;
  • принцип динамичности (игра требует динамики, активных внешне проявленных действий со стороны участников);
  • принцип создания игровой атмосферы (хотя игра проходит «понарошку», дети при этом испытывают реальные чувства);
  • принцип взаимосвязи игровой и неигровой деятельности;
  • принцип постепенного перехода от простых игр к более сложным.

Структура дидактической игры основана на взаимосвязи пяти основных компонентов: дидактической задачи, игровой задачи, игровых действий, правил игры, результата (подведения итогов).

Выделяют основные этапы организации дидактической игры:

  1. Выбор игры. Существует большое многообразие детских игр, из которых предпочтительней выбирать те, которые не только обучают, но и воспитывают справедливость, умение помочь товарищу, способствуют развитию личностных качеств, формированию характера.
  2. Предложение игры детям. Может быть как неигровым (давайте начнем играть…) так и игровым (например, получение письма). Перед началом игры необходимо четко ставить игровую задачу, объяснить правила и действия.
  3. Оснащение и оборудование места для игры. Место для игры должно быть выбрано по сюжету, содержанию игры, по количеству участвующих, быть безопасным, удобным.
  4. Распределение на команды, группы, распределение ролей. Задача педагога — настроить обучающихся на сотрудничество, не допускать конфликтных ситуаций. При образовании команд следует обращать внимание на их состав.
  5. Игровые действия — это проведение самой игры. Для поддержания постоянного интереса к игровым действиям возможно усложнение правил игры, введение в игру новых лиц, смена обстановки.
  6. Завершение игры. В конце игры нужно огласить результат, например: поражение, победа, выигрыш, ничья — должна быть выделена логическая черта. Конец игр также требует подведения итогов, поощрения.

Таким образом, данные этапы организации дидактической игры помогают воспитателям более тщательно и точно разбираться во всех тонкостях работы с детьми.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)