Функции образования в обществе

Образование является важной подсистемой общества. Научной предпосылкой эффективного управления любой общественной подсистемой служит адекватное понимание природы данной подсистемы, то есть её функций, внутренней структуры, комплекса объективных связей с другими подсистемами. Образование, как социальный институт, характеризуется специфической системой функций, ориентированных на выполнение определённых общественных потребностей.

Функциональная характеристика необходима для обеспечения адекватности управленческих решений универсальным взаимосвязям образования и общества и национально-историческим потребностям. Функции образования в обществе подразделяют на 4 группы: социальные, в экономической сфере, в сфере культуры, в сфере социально-политической.

Функции образования в экономической сфере:

  • формирование профессионально-квалификационного состава населения;
  • формирование интеллектуального, творческого и нравственного потенциала будущего работника за счёт общеобразовательной подготовки;
  • формирование потребительских стандартов населения;
  • содействие формированию ресурсосберегающего типа экономики, а также стабильной и благоприятной среды жизни человека;
  • привлечение экономических ресурсов для непосредственных целей своей деятельности и для улучшения социальных условий жизни учащихся и работников образования;
  • внутреннее распределение экономических и иных ресурсов в соответствии с основными направлениями деятельности. Социальные функции системы образования:
  • гомогенизация общества через организованную социализацию индивидов – обеспечение устойчивого преобладания единой системы социальных норм;
  • активизация социальных перемещений – к более сложным видам труда, более высоким доходам и престижу; в социально-демографической структуре (системе расселения и семейно-брачной структуре);
  • социальная селекция индивидов;
  • замещение родителей, социальная поддержка учащихся на сравнительно длительный период пребывания их в стенах образовательного учреждения.

Функции образования в сфере культуры:

  • воспроизводство определённых социальных типов культуры (этнических, исторических, локальных, региональных, групповых) и их составляющих ‒ систем ценностей, норм и способов деятельности;
  • преобразование профессионального опыта в конструктивные формы, благодаря которым становится возможным его систематизировать, по-новому компоновать, транслировать и накапливать во всё возрастающих объёмах;
  • воспроизводство так называемой школьной субкультуры (вузовской, академической и т. д.), особенностью которой является сквозная установка на обновление интеллекта как ведущего вида деятельности молодых и ценности школьной субкультуры;
  • развитие инноваций в сфере культуры;
  • воспроизводство общественного интеллекта, процессы концентрации, воспроизводства и развития образовательных технологий.

Функции образования в социально-политической сфере:

  • привитие образовательным общностям приемлемых (разделяемых) правовых и политических ценностей и норм, способов участия в политической жизни;
  • формирование национально-политических ориентаций населения, содействие развитию патриотизма.

Нетрудно заметить, что перечисленные функции образования часто связаны с формированием ценностно-смысловых отношений, то есть характеризуют процесс воспитания.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)