Формы собственности в России

Формы собственности, адекватные современной рыночной (сме­шанной) экономике, представляют собой систему, включающую не только частную собственность (во всех ее проявлениях), но и собствен­ность государственную, а также муниципальную, кооперативную, соб­ственность некоммерческих организаций и т.д.

Частная собственность выражает собой отношения, основанные на частном присвоении объ­ектов собственности и частном характере реализации прав собствен­ности. Характерной, имеющей принципиальное значение чертой част­ной собственности является экономическая свобода ее субъектов.

В качестве основных субъектов российской частной собственности можно выделить:

  • малые предприятия и индивидуальных предпринимателей. И те и другие могут либо использовать наемный труд, либо не использовать его;
  • частные предприятия (в основном средние), использующие на­емный труд, контролируемые собственником или несколькими собст­венниками;
  • акционерные общества, функционирующие на основе акцио­нерной собственности, в том числе и крупной (корпоративной). Пред­ставлены в основном средними и крупными предприятиями, а также крупными многоотраслевыми структурами (бизнес-группами).

Акционерная собственность представляет собой многосубъектную совместную собственность (совместную — в отличие от индивидуаль­ной), формирующуюся в процессе объединения различных капиталов. Объектом совместной собственности являются акционерный капитал и активы, принадлежащие акционерному обществу (АО) как юридиче­скому лицу.

В большей части российских АО преобладает частный капитал. В соответствии с законодательством все АО, в том числе и с участием го­сударственного капитала, являются юридическими лицами и их дея­тельность регулируется частным правом. Принятие решений, контроль за собственностью и финансовыми потоками АО всегда находятся в ру­ках собственников контрольных пакетов акций, представленных, как правило, ограниченным кругом частных лиц или институциональных инвесторов. В результате владельцы контрольных пакетов акций пре­вращаются в фактических собственников всего акционерного капитала и других активов АО. В то же время миноритарные акционеры, несмот­ря на формальную демократичность акционерной формы организации предпринимательства, отчуждаются от прав собственности.

Генезис российской акционерной собственности связан с привати­зацией государственной собственности, а точнее, с одним из основных ее направлений — акционированием государственных предприятий. Ущербная нормативная база акционирования и игнорирование в про­цессе приватизации необходимости создания институциональных усло­вий для нормального функционирования акционерных обществ предо­пределили специфику акционерной собственности в России.

В порядке конкретизации можно отметить следующие качества, присущие российской акционерной собственности.

  • Отсутствие в течение целого ряда лет после начала приватизации условий ее экономической реализации из-за существенного отставания во времени институциональных преобразований. Акционерные обще­ства создавались при отсутствии рынка ценных бумаг и правового оформления их функционирования.

Массовое акционирование нача­лось с 1992 г., а Закон «Об акционерных обществах» был принят только в 1995 г., Закон «О рынке ценных бумаг» — только в 1996 г. В этой ситуа­ции преимущества акционерной собственности не могли быть реализо­ваны. Но и принятие названных законов не решало проблемы ее реали­зации, поскольку с началом выпуска в обращение Государственных краткосрочных обязательств (ГКО) все воспроизводственные функции фондового рынка были подавлены. Рынок ценных бумаг превратился в мощный механизм оттока капитала из реального сектора экономики.

  • Неэффективная структура собственности в акционерных обще­ствах, созданных в процессе приватизации. В общей массе акционер­ных обществ, сформированных в процессе приватизации, преоблада­ли предприятия с высокой долей трудового коллектива в акционерном капитале.

В 1993—1994 гг. в процессе приватизации трудовые коллек­тивы получили в среднем около 55—65% акций приватизированных предприятий. Наряду с ними определенным количеством акций обла­дали государство и менеджмент. Данная модель структуры собствен­ности оказалась неэффективной, поскольку права собственности ока­зались распыленными, что усиливало монопольные позиции менед­жеров как субъектов контроля и управления, пользующихся всеми правомочиями собственника.

Концентрация капитала, с одной стороны, расширяя возможности координации и контроля, способствует повышению эффективности компаний. В то же время ее чрезмерный уровень чреват и отрицатель­ными результатами, подавляющими ее позитивный эффект. Незащи­щенность прав собственности, сохраняющаяся до сих пор, является питательной средой для незаконного передела корпоративной собст­венности в пользу крупных акционеров на основе увода различными способами активов у мелких акционеров и государства.

Нерешенность до сих пор проблемы эффективного собственника для большинства российских акционерных обществ подтверждается также их нерыночным поведением, проявляющимся, в частности, в том, что ос­новная масса АО не использует фондовый рынок для мобилизации капи­тала, поскольку избегает привлечения внешних инвесторов, избегает публичности, предпочитает непрозрачные отношения собственности.

  • Низкий уровень корпоративного управления, затрудняющий привлечение инвестиций и в силу этого превращающийся в тормоз экономического роста. Ключевые нерешенные проблемы корпоратив­ного управления, существенно снижающие его эффективность и инве­стиционную привлекательность компаний, связаны с различными ас­пектами отношений корпоративной собственности.

Это непрозрач­ность компаний, в большинстве случаев не раскрывающих своих реальных собственников, незащищенность прав собственности мино­ритарных акционеров, стандарты финансовой отчетности, не позво­ляющие инвесторам получать достоверную информацию о финансо­вом положении компаний, и т.д.

  • Высокий уровень концентрации собственности в процессе инте­грации корпоративных структур и формирования на этой основе не­большого количества крупных олигархических многоотраслевых бизнес-групп, объединяющих корпорации самых разных отраслей.

По данным ИМЭМО РАН, на долю десяти крупнейших бизнес-групп, в число которых входят МЕНАТЕП, ЛУКОЙЛ, Альфа-групп, Базэл, Сургутнефтегаз, АВТОВАЗ, Северсталь, МДМ, приходится 38,7% об­щего объема выпускаемой промышленной продукции, 21% инвести­ций в основной капитал, 31% российского экспорта. Налог на при­быль, уплачиваемый ими, составляет 22% всех платежей в бюджет по налогу на прибыль.

В настоящее время процесс концентрации собственности в России продолжается, о чем свидетельствует усиливающаяся в последние годы тенденция к росту слияний и поглощений. Специфика россий­ского процесса концентрации производства и собственности состоит в том, что большой удельный вес в общей массе поглощений занимают так называемые недружественные поглощения и откровенные корпо­ративные захваты, в том числе и силовые, ставшие своеобразным, са­мостоятельным бизнесом со своими расценками.

Одним из результатов концентрации собственности стала транс­формация крупного российского бизнеса в бизнес олигархический, использующий государственный аппарат для реализации своих узко­групповых интересов. Используя коррупцию в качестве фактора влия­ния на бюрократический аппарат, крупный бизнес тормозит принятие правовых норм, исключающих возможность полулегальных форм пе­редела собственности, возможностей максимизации прибыли за счет неконкурентных преимуществ.

  • Низкий уровень социальной ответственности российских кор­пораций. Западные компании давно осознали выгодность социальной ориентации бизнеса, поскольку социально ответственные компании получают преимущества в конкуренции.

Социальная ответственность не отождествляется ими с благотворительностью и рассматривается не как затраты, а как инвестиции в свою собственную репутацию. К на­стоящему времени на Западе выработаны единые для всех компаний социальные стандарты и формы социальной отчетности. Их отчеты начинаются с информации о мероприятиях в области экологии и соци­альной политики.

В России взаимодействие общества и бизнеса в социальной сфере имеет случайный, бессистемный характер, что свидетельствует об оп­ределенной деградации социальных норм корпоративного поведения.

Под социальной ответственностью в основном понимается благо­творительность. Причем благотворительные акции осуществляются в обмен на налоговые льготы от региональных администраций, неред­ко превышающие затраты на благотворительность.

Государственная собственность является неотъемлемым элемен­том рыночной экономики, повышающим ее устойчивость и гибкость, дополняющих действие рыночных регуляторов функциями государст­венного регулирования с целью предотвращения монополизации про­изводства и рынка, решения проблем социального характера, защиты окружающей среды и т.д.

В качестве наиболее общего показателя степени участия государст­ва в экономике принято использовать показатель доли государствен­ных расходов в ВВП.

В агрегированном виде основные, базовые функции государства можно представить следующим образом:

  • формирование системы правовых норм, регулирующих функ­ционирование всех субъектов хозяйственной деятельности, в том чис­ле и государства, с целью обеспечения их принуждения к соблюдению прав собственности и условий контрактов, а также с целью защиты прав потребителей, охраны окружающей среды, обеспечения контроля за деятельностью монополий и т.д.;
  • производство общественных благ и услуг, которые либо недели­мы по своей природе (оборона, здравоохранение, образование, соци­альная защита и др.), либо их производство предполагает использова­ние целостных, единых в масштабах страны производственных систем (естественных монополий);
  • проведение антимонопольной политики;
  • сохранение и рациональное использование невоспроизводимых природных ресурсов;
  • государственная поддержка научно-технической сферы на на­правлениях, связанных с фундаментальными исследованиями и реа­лизацией крупномасштабных, высокорискованных технологических проектов;
  • государственная поддержка малого предпринимательства;
  • некоторые другие функции.

Необходимым условием выполнения государством своих функций является наличие в его собственности определенного объема материальных и финансовых ресурсов. В состав государственной собственности входят практически все элементы национального богатства: при­родные ресурсы (недра, земля, леса, вода), государственные предпри­нимательские структуры (унитарные предприятия), доли государства в акционерный обществах, бюджетные учреждения и организации, не­движимость. Право государственной собственности распространяется также на средства федерального бюджета и бюджетов субъектов Феде­рации, государственных внебюджетных фондов, золотовалютные ре­зервы ЦБ РФ и другие финансовые ресурсы.

При характеристике государственной собственности наибольшее внимание чаще всего уделяется ее сегменту, представленному государ­ственными предприятиями.

Государственные унитарные предприятия являются коммерческими организациями, не наделенными правами собственности на закреп­ленное за ними имущество. Собственником имущества унитарных предприятий является государство.

Унитарные предприятия делятся на две категории: предпри­ятия, которым предоставлено право хозяйственного ведения, и пред­приятия, основанные на оперативном управлении, называемые казен­ными.

Предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, не впра­ве продавать недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в за­лог, вносить в качестве вклада в уставный капитал других организаций и распоряжаться иным способом без разрешения собственника, т.е. госу­дарства. Остальным имуществом предприятия данной группы имеют право распоряжаться по своему усмотрению. За государством закрепле­но право на часть прибыли, получаемой этими предприятиями.

Предприятия, основанные на оперативном управлении (казенные предприятия), обладают значительно меньшим объемом полномочий. Самостоятельно они вправе распоряжаться лишь производимой ими продукцией. Остальным имуществом предприятия этой группы могут распоряжаться исключительно с согласия собственника. Порядок рас­пределения их доходов определяется уполномоченными на то органа­ми власти федерального уровня или субъектов Федерации.

В России количество и структура предприятий, закрепленных за государством, определялись масштабами и темпами приватизации го­сударственной собственности.

Сокращение количества государственных предприятий в результа­те продолжения приватизации представляется вполне логичным и за­кономерным, поскольку производство благ, за исключением благ об­щественных, — не главная функция государства. Приоритетное значе­ние для развития экономики имеют функции государственного регулирования и те сегменты государственной собственности, кото­рые материально и финансово обеспечивают их реализацию. Это пре­жде всего финансовые ресурсы, природные ресурсы, стратегические предприятия в сегменте предпринимательских структур, государст­венные предприятия и учреждения социальной инфраструктуры (здравоохранение, социальная защита, образование и др.).

Что касается этих сегментов государственной собственности, то преобладания частной собственности там не наблюдается.

Природные ресурсы, находящиеся в государственной собственно­сти, по некоторым оценкам, составляют значительно более половины национального богатства. В том числе в собственности государства полностью сосредоточены недра земли. При этом размеры разведан­ных запасов полезных ископаемых имеют тенденцию увеличиваться.

Аналогичная тенденция наблюдается и в сегменте государствен­ной собственности, представленной финансовыми ресурсами. Из года в год возрастают доходы государственного бюджета.

Большая часть лесных ресурсов и земельного фонда РФ сосредото­чена в государственной собственности.

Не наблюдается существенного преобладания частной собствен­ности и в структуре собственности на основные фонды, 42% которых являются объектом государственной собственности.

Приведенные данные свидетельствуют о том, что государственный сектор, государственная собственность представлены не только и не столько государственными предприятиями. Поэтому сокращение ко­личества государственных предприятий еще не означает сокращения масштабов государственной собственности в целом, поскольку другие ее сегменты обнаруживают четкую тенденцию к своему расширению.

Государственная собственность отличается многоуровневым харак­тером, означающим, что каждый уровень государственной власти распо­ряжается определенной системой объектов государственной собственно­сти, материально и финансово обеспечивающих социально-экономиче­ское развитие соответствующей территории. Данная особенность государственной собственности предполагает необходимость разграни­чения собственности на собственность федеральную и собственность субъектов Федерации. Основой такого разделения является разграниче­ние сфер деятельности и полномочий между названными уровнями госу­дарственной власти, определение пределов их компетенции.

На практике принципы разграничения собственности еще не раз­работаны, и законодательная база этого процесса отсутствует. Она ограничивается двумя постановлениями Верховного Совета РФ и Пра­вительства РФ 1991 г. и 1995 г. К федеральной собственности отнесе­ны: объекты, составляющие основу национального богатства; объек­ты, необходимые для решения общероссийских задач; российская каз­на; имущество вооруженных сил, органов безопасности; другие объекты, обеспечивающие жизнедеятельность народного хозяйства Российской Федерации в целом.

Все, что не было включено в состав федеральной собственности, могло быть передано в собственность субъектов Федерации и муници­пальную собственность.

К собственности регионального уровня были отнесены предпри­ятия, объекты производственной и социальной инфраструктуры и природные ресурсы.

В настоящее время в процессе интенсивно осуществляемой адми­нистративной реформы разрабатывается законодательная база разгра­ничения полномочий между уровнями государственной власти и юри­дически оформленного разграничения между ними государственной собственности.

Государственную собственность отличает от других форм собствен­ности более высокий уровень концентрации ключевых факторов эконо­мического роста, недостижимый для отдельных частных капиталов.

Значительные объемы не учтенных законодательством прав собст­венности наблюдаются и в сфере управления государственными унитар­ными предприятиями (ГУП) и акционерными обществами с крупными или контрольными пакетами акций, принадлежащими государству.

Принятие в 2002 г. Федерального закона «О государственных и му­ниципальных унитарных предприятиях» ограничило права собствен­ности, которыми располагал их менеджмент: в соответствии с Законом ГУПы должны теперь согласовывать все существенные акции с акти­вами с вышестоящими органами власти, что существенно перекрывает для менеджмента предприятий каналы расхищения собственности, Но поскольку тем же Законом санкционирование решений менеджеров по распоряжению имуществом передано вышестоящим органам вла­сти, это означает всего лишь переход Неучтенных прав собственности от менеджмента к этим органам.

Что касается акционерных обществ с участием государства, то обеспечению большей прозрачности их хозяйственной деятельности будет способствовать принятие мер по выявлению их реальных собст­венников, владеющих акциями наряду с государством, и законода­тельное ограничение возможностей использования подставных фирм для махинаций с актийами.

Сокращение масштабов неучтенных прав собственности, которы­ми располагают субъекты государственной собственности, является одним из основных направлений повышения эффективности исполь­зования всех ее составляющих: ГУПов, акционерного капитала, госу­дарственных финансов, природных ресурсов.

Возвращению государству его же незаконно отчуждаемой от него собственности могла бы способствовать ликвидация такого рода упуще­ний посредством коррекции законодательной базы, обеспечивающая:

  • восстановление механизма реализации государственной собст­венности на недра посредством изъятия большей части природной ренты у добывающих компаний. В настоящее время ббльшая часть ренты вопреки фундаментальным, общепринятым в мировой практи­ке принципам ее распределения незаконно приватизируется добываю­щими компаниями;
  • блокирование использования трансфертных цен для ухода от на­логов и перевода «уведенных» капиталов за рубеж;
  • упорядочение государственного регулирования процесса создания и функционирования внутренних офшорных зон, сокращающих рыноч­ное пространство и используемых в основном для ухода от налогов;
  • расширение налоговыми органами практики конвертации долгов по налогам в имущество и ценные бумаги, передаваемые государству.

Реализация названных мер будет способствовать укреплению ры­ночных основ функционирования государственной собственности, ее более органичной интеграции в структуру рыночной экономики, по­вышению эффективности ее использования.

Муниципальная собственность или собственность самоуправляю­щихся территорий представляет собой экономическую основу местного самоуправления. В Гражданском кодексе РФ она трактуется как «иму­щество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям».

Муниципальная собственность является источником материаль­ного и финансового обеспечения реализации функций муниципаль­ного сообщества по организации жизнедеятельности населения терри­тории данного сообщества.

В соответствии с Федеральным законом о местном самоуправлении в муниципальную собственность включаются; средства местного бюдже­та; муниципальные внебюджетные фонды; имущество органов местного самоуправления; муниципальные земли и другие природные ресурсы; предприятия и организации; муниципальные банки; муниципальный жилищный фонд и нежилые помещения; муниципальные учреждения образования, культуры, спорта и некоторое другое имущество.

Российская муниципальная собственность представлена в основ­ном объектами социальной сферы. Муниципалитетам были переданы районные учреждения образования, здравоохранения, культуры. Кро­ме того, в процессе осуществления приватизации промышленные и сельскохозяйственные предприятия в массовом порядке передавали местным органам власти свои объекты социальной инфраструктуры.

Ключевую роль в структуре муниципальной собственности играют средства местных бюджетов, поскольку от финансового обеспечения местного самоуправления, от возможностей местных бюджетов, от объема бюджетных полномочий местного самоуправления в значи­тельной степени зависит возможность и эффективность выполнения муниципалитетами их функций.

Функционирование муниципальной собственности дестабилизиру­ется в результате передачи все большего объема полномочий государст­венных органов на местный уровень без соответствующего наделения местных органов власти материальными и финансовыми ресурсами.

Собственность некоммерческих организаций — необходимый эле­мент экономического и социального механизма рыночной системы хозяйствования.

Роль собственности некоммерческих организаций в рыночной системе хозяйствования определяется институциональными особен­ностями организаций.

Некоммерческие организации (НКО) — это юридические лица, не ставящие основной целью своей деятельности извлечение прибыли и распределение ее между учредителями и членами.

Они создаются для решения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих задач, кото­рые фиксируются в законах и учредительный документах (уставах, уч­редительный договорах и т.д.).

НКО распространены в странах с развитой рыночной экономикой. В середине 90-х гг. XX в. в США их насчитывалось почти 1,5 млн, в Ве­ликобритании — свыше 250 тыс., в Германии — около 65 тыс. В них за­нято в среднем 3,4% трудоспособного населения, в том числе в США — 7%. Число людей, являющихся членами НКО или чьи права представ­ляют и защищают НКО, значительно больше. В России, по данным на 1 января 2005 г., быто зарегистрировано 692,7 тыс. НКО, из них около 40% негосударственных.

Осуществляя свои задачи, НКО используют собственное и арен­дуемое имущество. Их имущество формируется за счет взносов учре­дителей и членов, благотворительный пожертвований и коммерческой деятельности.

Многообразие уставных целей НКО определяет многообразие функций собственности этих организаций в процессе становления ры­ночной системы хозяйствования. По функциональным особенностям можно выделить следующих субъектов собственности НКО:

  • элементы рыночного механизма (например, товарные и фондо­вые биржи, Центральный банк РФ, торгово-промышленные палаты);
  • структуры государственного и муниципального управления;
  • элементы социальной инфраструктуры (например, негосударст­венные пенсионные фонды, медицинские и образовательные учреж­дения);
  • осуществляющие хозяйственные задачи, благоустраивающие «сре­ду обитания» людей (например, потребительская кооперация, кредитные кооперативы, товарищества собственников жилья, садоводческие, ого­роднические* дачные некоммерческие объединения граждан),
  • выступающие организационно-правовыми формами обществен­ной самодеятельности населения, демократии и гражданского общества (например, профсоюзы, партии, общественные движения, религиозные организации).

В зависимости от субъектов собственности различаются государст­венная (федеральная и субъектов РФ), муниципальная и частная (инди­видуальная и групповая) собственность НКО Например, учреждения и фонды могут быть государственными, муниципальными и частными.

Имеется и такая форма НКО, как государственная корпорация. В отличие от государственного учреждения, она является собственни­ком имущества, переданного ей государством Порядок управления имуществом определяется законом о создании конкретной государст­венной корпорации, при этом учредительные документы не требуются.

Существуют различия в структуре субъектов собственности в зави­симости от того, предусмотрено ли в НКО членство. От этого зависит порядок управления имуществом и формирования управленческих структур НКО.

Членство предусмотрено, например, в общественных объединени­ях, общественных движениях, потребительских кооперативах (пайщи­ки), профсоюзах, товариществах собственников жилья, товарной бир­же, ассоциациях и союзах.

Члены НКО могут участвовать в управлении имуществом, изби­рать и быть избраны в руководящие органы, которые осуществляют и контролируют хозяйственную деятельность.

При этом собрание, съезд, конференция членов организации (или их представителей), где каждый имеет один голос, не только избирают совет, правление и ревизионную комиссию, но и утверждают наиболее важные решения по использованию имущества, в том числе по его от­чуждению свыше установленной уставом стоимости. Члены НКО мо­гут также владеть частью имущества НКО (например, паевых фондов в потребительских обществах).

В фондах, где членство не предусмотрено, учредители формируют совет фонда, который утверждает попечительский совет и ревизион­ную комиссию. Число голосов у представителей учредителей — членов совета пропорционально размеру вклада каждого учредителя в устав­ный капитал.

Перечень объектов собственности для различных организацион­но-правовых форм НКО также различен.

НКО вправе иметь в собственности или оперативном управлении здания, сооружения, жилищный фонд, оборудование, инвентарь, де­нежные средства, ценные бумаги, земельные участки и другое имуще­ство. Они отвечают по своим обязательством тем имуществом, на ко­торое по закону может быть обращено взыскание.

Но в ряде случаев законодательство налагает дополнительные ог­раничения.

Например, негосударственный пенсионный фонд вправе разме­щать в ценные бумаги, не имеющие признанной котировки, не более 20% своих пенсионных резервов. Ему запрещается предоставлять зай­мы (кредиты) юридическим и физическим лицам и т.д.

Объем и способы реализации правомочий собственника в различ­ных организационно-правовых формах НКО имеют свои особенности. Они определяются Конституцией Российской Федерации, Граждан­ским кодексом Российской Федерации, законами «О некоммерческих организациях», «О благотворительной деятельности и благотворитель­ных организациях», «Об общественных объединениях» и целым рядом других законов.

Правомочия собственника возникают с момента регистрации НКО как юридического лица, а в отдельных случаях — с момента полу­чения государственной лицензии.

Некоторые организационно-правовые формы НКО (религиозные группы) функционируют без регистрации и прав юридического лица. Субъектами собственности, необходимой для деятельности этих НКО, выступают их члены — физические лица.

Производство и распределение прибыли между учредителями и членами не является, как уже отмечалось, уставной целью деятельно­сти НКО.

В НКО право на извлечение дохода заменяется (или дополняется) различными благами, которые получают учредители и члены этих ор­ганизаций. Эти блага включают безвозмездное или льготное пользова­ние услугами и имуществом НКО (потребительские кооперативы, ас­социации, товарищества собственников жилья, садоводческие, ого­роднические и дачные некоммерческие объединения граждан и др.).

Реализация права на капитализацию средств в значительной мере зависит от масштабов и видов коммерческой деятельности НКО.

НКО могут осуществлять коммерческую деятельность постольку, поскольку она служит достижению уставных целей. Это — производст­во товаров и услуг, отвечающих целям создания НКО, приобретение и реализация ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав, участие в хозяйственных обществах и товариществах на вере в качестве вкладчиков.

Функционирование НКО имеет особое значение для региональной и муниципальной экономики, поскольку посредством региональных и муниципальных фондов органы государственной власти субъектов РФ и муниципального управления финансируют разработку и реализацию социальных и культурных программ. В бюджетах субъектов РФ созда­ются фонды финансовой поддержки муниципальных образований, из которых средства ежемесячно перечисляются в местные бюджеты.

Анализ субъектов, объектов, объемов и способов реализации пра­вомочий собственника в различных организационно-правовых фор­мах НКО позволяет сделать вывод, что отношения некоммерческой собственности строятся таким образом, чтобы обеспечить возможно­сти уставной деятельности НКО, их сохранение и развитие. Общество и граждане больше заинтересованы в деятельности НКО, чем в получе­нии прибыли или сборе налогов.

 

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)