Функции и роль оценки в образовательном процессе

Оценка знаний и умений учащихся является важным звеном учебного процесса, от правильности которого во многом зависит успех обучения. Принято считать, что оценка является «обратной связью» между учителем и учеником, тем этапом учебного процесса, когда учитель получает информацию об эффективности обучения.

Соответственно, выделяют следующие цели оценивания знаний и умений учащихся:

  • диагностирование и корректирование знаний и умений учащихся;
  • учет результативности отдельного этапа процесса обучения;
  • определение итоговых результатов обучения на разных уровнях.

Как и сотни лет назад педагоги спорят, что должна показывать оценка: должна ли она быть индикатором качества – категорическим определителем успеваемости обучаемого или же, наоборот, должна существовать как показатель преимуществ и недостатков той или иной системы (методики) обучения.

Противоречивый характер школьной оценки отметил еще Я. А. Коменский, обратившись к педагогам с призывом разумно и взвешенно пользоваться своим правом на оценку. Требование объективности контролирования в сочетании с гуманным отношением педагогов к обучаемым пронизывает все дидактические системы.

Первая балльная система оценок возникла в средневековых школах Германии. Каждый балл обозначал разряд ученика по успеваемости в сравнении с другими учащимися (1-й – «лучший», 2-й – «средний», 3-й – «худший»). Позже средний разряд, к которому принадлежало наибольшее число учеников, дополнительно разделили еще на три разряда, в результате чего получилась пятибалльная шкала, которая прижилась в российской педагогике.

Строго критиковал современные ему формы контроля К. Д. Ушинский, подчеркивая, что существующие подходы и способы оценивания подавляют умственную деятельность учащихся. Обычно учитель спрашивает одного или нескольких ребят, а остальные в это время считают себя свободными от какой-либо деятельности. Они напрасно теряют время, тратят силы, волнуясь в ожидании. Естественно, в такой обстановке ученик не способен проявлять любознательность, инициативу.

Интересно
В новой демократической школе не должно быть формального контроля. Дидактический контроль просто обязан иметь ярко выраженную обучающую, развивающую направленность, соединяться с самоконтролем, быть необходимым и полезным прежде всего самому обучаемому.

Попытки изменить подходы к школьному контролю, принимаемые в прошлом, ничего не дали, поскольку почти все предложения и нововведения группировались вокруг одного вопроса – использовать ли в школах оценки или обходиться без них.

В мае 1918 г. Постановлением Народного комиссариата «Об отмене оценок» вместе с оценками были ликвидированы и экзамены, внедрены более простые формы учета и контролирования успеваемости учащихся. С этой целью, в частности, практиковались особые тетради учета, фамилии лучших и худших учащихся записывались на так называемых красных и черных досках, внедрялись «социалистические соревнования» и т. д.

В результате в те годы вместо контроля успеваемости, проводимого учителем, получили широкое распространение различные формы самостоятельного учета собственных знаний. Система учета знаний по бригадно-лабораторному методу приводила к обезличиванию, а в конечном итоге – к снижению качества обучения.

Центральный комитет партии подверг острой критике такую организацию процесса оценивания и дал указания, направленные на перестройку учебно-воспитательной работы в школе.

В постановлении ЦК ВКП(б) от 25 августа 1932 г. «Об учебных программах и режиме в начальной и средней школе» подчеркивалось, что в основу учета школьной работы должен быть положен текущий индивидуальный, систематически проводимый учет знаний учащихся и что преподаватель должен в процессе учебной работы внимательно изучать каждого ученика.

В последующие годы была проведена большая работа по созданию строгой и упорядоченной системы учета успеваемости, сложилась система методов проверки и оценки знаний, умений и навыков.

В 1935 г. была принята дифференцированная пятибалльная система оценок словами «отлично», «хорошо» и т. д. В 1944 г. словесные отметки были заменены цифровой пятибалльной системой оценок, которая действует в российской школе и сегодня. Количественная оценка знаний, умений и навыков, приобретенных учащимися, выражается в баллах (отметках), а качественная – в оценочных суждениях и заключениях педагога, содержащих характеристику достоинств и недостатков ответов учащихся.

Основой для оценивания успеваемости учащегося являются итоги (результаты) контроля. Учитываются как качественные, так и количественные показатели его работы. Методы контроля – это способы, с помощью которых определяется результативность учебно-познавательной деятельности учащихся и педагогической деятельности учителя.

Оценка, как и все другие компоненты учебного процесса, выполняет определенные функции:

  1. Обучающая функция оценки. Сущность обучающей, или развивающей, функции проверки ученые видят в том, что при выполнении контрольных заданий учащиеся совершенствуют и систематизируют полученные знания. Считается, что уроки, на которых учащиеся применяют знания и умения в новой ситуации, способствуют развитию речи и мышления, внимания и памяти.
  2. Воспитывающая функция оценки в целом является сопутствующей, но может быть и доминирующей, когда, например, учитель стремится приучить отдельных учащихся к систематической работе, старается воздействовать на их психологические особенности, стимулируя оценкой (а при проявлении излишней самоуверенности подходя к оцениванию более строго).
  3. Ориентирующая функция оценки реализуется благодаря тому, что оценка позволяет учащимся и учителю увидеть результаты своего труда, снабжает учителя информацией о достижении целей обучения отдельными учениками и классом в целом. Результаты контрольных мероприятий помогают учителю направлять деятельность учащихся на ликвидацию недочетов и пробелов в их знаниях, а учащимся – выявить и исправить собственные ошибки. Кроме того, результаты проверки информируют дирекцию школы и родителей об успешности учебного процесса.
  4. Стимулирующая функция. Известно, что учащиеся специально готовятся к контрольной работе, зачету, экзамену. Письменным работам уделяется больше внимания, если известно, что их будут проверять. Одним словом, наличие или ожидание контроля стимулирует учебные действия учащихся, является дополнительным мотивом их учебной деятельности.

Само собой разумеется, что без обратной связи невозможно грамотно управлять учебным процессом, а без систематической работы учащихся, которую трудно представить без стимулирования, нельзя сформировать у них навыки и умения. Справочный материал учебника, а также обучающие машины создают благоприятные условия для самооценки, подлинную же оценку по-прежнему способен осуществить только учитель.

Контроль знаний, усвоенных учащимися при изучении учебных дисциплин, осуществляется посредством специально организованных контрольных процедур (аттестаций).

В учреждении профессионального образования предусмотрены следующие виды аттестаций:

  1. Текущий контроль успеваемости осуществляется в течение семестра по результатам учебных занятий (выполнение домашних и письменных творческих работ, контрольное тестирование, индивидуальные и коллективные компьютерные тренинги, лабораторные и практические работы, активные семинары и т. д.).
  2. Промежуточная аттестация осуществляется по дисциплинам в соответствии с учебным планом соответствующего направления подготовки в форме экзамена, зачета, курсовой работы. Обучающийся допускается к промежуточной аттестации по учебной дисциплине после успешного прохождения всех процедур текущего контроля знаний.
  3. Итоговая аттестация – комплексная оценка уровня подготовки выпускника учебного заведения, соответствия его подготовки требованиям государственного образовательного стандарта.

Итоговая аттестация проводится в виде итогового экзамена по отдельной дисциплине, итогового междисциплинарного экзамена по направлению, защиты выпускной квалификационной работы.

Формы оценки знаний и умений учащихся – многочисленные, разнообразные виды деятельности учащихся при выполнении контрольных заданий. И каждый учитель вправе придумать собственные, кажущиеся ему наилучшими, контрольные задания и осуществить на их основе контроль знаний.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)