Традиционные и современные методы оценки знаний, умений и навыков

При проверке и оценке качества успеваемости по праву необходимо выявлять, как решаются основные задачи обучения, т. е. в какой мере учащиеся овладевают знаниями, умениями и навыками, мировоззренческими и нравственно-эстетическими идеями, а также способами творческой деятельности. Существенное значение имеет также то, как относится тот или иной учащийся к обучению, работает ли он с необходимым напряжением постоянно или урывками и т. д.

Все это обуславливает необходимость применения совокупности методов проверки оценки знаний:

  1. Повседневное наблюдение за учебной работой учащихся. Этот метод позволяет учителю составить представление о том, как ведут себя учащиеся на уроках права, как они воспринимают и осмысливают изучаемый материал, какая у них память, в какой мере они проявляют сообразительность и самостоятельность, насколько у них развиты практические умения и навыки.
  2. Устный опрос (индивидуальный, фронтальный, уплотненный). Этот метод является наиболее распространенным при проверке и оценке знаний. Суть его в том, что учитель ставит перед учащимися вопросы по содержанию изученного материала и побуждает их к ответам, выявляя, таким образом, качество и полноту усвоения материала. Будучи эффективным методом проверки и оценки знаний учащихся, устный опрос имеет, однако, и свои недостатки. С его помощью на уроке можно проверить знания не более 3–4 человек. Поэтому на практике применяются различные модификации этого метода и, в частности, фронтальный и уплотненный опрос, а также «поурочный балл». Суть фронтального опроса в том, что учитель расчленяет изучаемый материал на сравнительно мелкие части, чтобы таким путем проверить знания большего числа учащихся. При фронтальном, его также называют беглым, опросе не всегда легко выставлять учащимся оценки, так как ответы на 1–2 небольших вопроса не дают возможности определить объем и глубину усвоения пройденного материала. При уплотненном опросе учитель вызывает одного ученика для устного ответа, а четырем-пяти учащимся предлагает дать письменные ответы на вопросы, подготовленные заранее на отдельных листках (карточках). Уплотненным этот опрос называется потому, что учитель вместо выслушивания устных ответов просматривает (проверяет) письменные ответы учащихся и выставляет за них оценки, несколько «уплотняя», т. е. экономя, время на проверку знаний, умений и навыков.
  3. Письменная проверка. Практика уплотненного опроса привела к возникновению методики письменной проверки знаний. Суть ее в том, что учитель раздает учащимся заранее подготовленные на отдельных листках бумаги вопросы или задачи и примеры, на которые они в течение 10–12 мин дают письменные ответы. Письменный опрос позволяет на одном уроке оценить знания всех учащихся.
  4. Поурочный балл. Известной модификацией устного опроса является выставление отдельным учащимся так называемого поурочного балла. Поурочный балл выставляется за знания, которые отдельные ученики проявляют в течение всего урока, дополняя или уточняя ответы своих товарищей, подвергающихся устному опросу, приводя примеры и отвечая на вопросы учителя при изложении нового материала. Выставление поурочного балла позволяет поддерживать познавательную активность и произвольное внимание учащихся, а также делает проверку знаний систематической.
  5. Контрольные работы. Это весьма эффективный метод проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся, а также их творческих способностей. Суть этого метода в том, что после изучения отдельных тем или разделов учебной программы учитель проводит в письменной или практической форме проверку и оценку знаний, умений и навыков учащихся.
  6. Проверка домашних работ учащихся. Для проверки и оценки успеваемости учащихся большое значение имеет проверка выполнения ими домашних заданий. Это позволяет учителю понять отношение ребят к учебной работе, качество усвоения ими изучаемого материала, обнаружить наличие пробелов в их знаниях.
  7. Программированный контроль. В системе проверки знаний учащихся применяется программированный контроль, который еще называют альтернативным методом (от фр. alternative – одна из двух возможностей), или методом выбора. Суть этого метода в том, что учащемуся предлагаются вопросы, на каждый из которых дается три-четыре ответа, но только один из них является правильным. Задача ученика – выбрать правильный ответ. Несколько подобных вопросов и ответов может быть дано в классе одновременно всем учащимся, что позволяет в течение нескольких минут проверить их знания. В этом состоит положительная сторона метода программированного контроля. Однако этот метод имеет и свои недостатки, главным из которых является то, что с его помощью можно проверить лишь отдельные стороны усвоения изучаемого материала. Всей же полноты и объема знаний этот метод выявить не позволяет.
  8. Рейтинговый метод оценки качества усвоения учебного материала. К прогрессивным методам оценки знаний, умений и навыков относится рейтинговый метод.

Применение рейтинга является системой, организующей учебный процесс и активно влияющей на его эффективность. Рейтинговая система оценки учитывает всю активную деятельность обучающихся: и связанную с приобретением знаний и умений, и иную, формирующую личностные качества учащихся. Поскольку рейтинг – шкала достижений, то должен существовать стандарт измерения. Таким инструментом является правильно построенный и хорошо составленный тест, который соответствует предмету обучения.

Интересно
Благодаря особой организации тестов результаты тестирования могут быть представлены в дифференцированных шкалах, содержащих больше градаций оценки. При этом обеспечивается высокая точность измерений учебных достижений. Важно также, что рейтинговый метод оценки уровня усвоения знаний обеспечивает системный подход к изучению правовой дисциплины.

Свои плюсы и минусы имеет каждый метод проверки и оценки знаний. Отсюда следует вывод: в системе учебной работы должны находить свое применение все рассмотренные выше методы проверки и оценки знаний с тем, чтобы обеспечить необходимую систематичность и глубину контроля за качеством успеваемости обучающихся.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)