Формы обучения по В. К. Дьяченко

Исходные позиции концепции В. К. Дьяченко таковы:

  • Обучение – особый вид общения с целью усвоения знаний, умений и навыков (ЗУН).
  • Возможны 4 вида общения и, соответственно, форм обучения опосредованно через речь – самостоятельная работа, общение в паре – индивидуальный способ обучения, групповое общение – групповой способ обучения, общение в парах сменного состава – коллективный способ обучения.

С учётом классификации форм обучения В. К. Дьяченко и исследований других авторов можно предложить следующие формы обучения, реально осуществимые и осуществляемые в учебном процессе: индивидуальная, парная, фронтальная, групповая, коллективная, индивидуально-обособленная. Индивидуальная форма заключается в том, что преподаватель занимается (общается) с одним студентом (например, на экзамене или зачёте, в ходе индивидуальной консультации). Она позволяет максимально учитывать индивидуальные особенности обучающегося, но экономически не выгодна (затратна).

Парная форма связана с организацией работы студентов в парах (составление диалога, взаимопроверка и др.). Фронтальная форма предполагает организацию педагогом одновременной учебной работы большой группы студентов (одновременное объяснение нового материала студентам в группе, в потоке, выполнение письменной контрольной работы, тестовых заданий всеми одновременно и т. п.). Недостатком является ориентация на «среднего студента», трудности дифференциации обучения и учёта индивидуальных особенностей обучающихся.

Групповая форма учебной работы связана с организацией работы обучающихся в малых группах (до 6–8 человек), студенты в группе работают совместно, выполняя задания преподавателя. Групповая работа может быть организована как самостоятельная форма учебной работы, так и в качестве составляющей ряда педагогических технологий, фрагмента лекционного занятия (при наличии в аудитории не более 40–50 студентов).

Коллективная форма обучения предполагает создание микрогрупп до 12–14 человек с последующей организацией работы в парах сменного состава внутри микрогрупп, в ходе чего студент по очереди общается с каждым студентом микрогруппы. Индивидуально-обособленная форма связана с организацией самостоятельной работы обучающихся во внеаудиторное время (подготовка к семинару, решение задач, разработка проектов, выполнение исследовательских заданий и др.).

Интересно
Способ организации коллективной учебной работы с применением диалогических пар сменного состава разрабатывал и использовал педагогноватор Ривин Александр Григорьевич (1877– 1944). На основе коллективной формы обучения может быть выстроена технология коллективного способа обучения (КСО). Современным теоретиком коллективного способа обучения является Виталий Кузьмич Дьяченко.

Коллективный способ обучения сочетает в себе индивидуальную, парную, коллективную формы организации обучения. Он позволяет осуществлять как освоение новой информации, так и совершенствование знаний и умений студентов при обеспечении взаимообучения в парах сменного состава. Следует отметить, что каждая из названных форм обучения имеет свои достоинства и ограничения. Поэтому ни одну из них нельзя абсолютизировать. Использование же разных форм обучения позволяет сочетать их достоинства и в определённой мере нивелировать недостатки.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)