Формы обучения по В. К. Дьяченко
Исходные позиции концепции В. К. Дьяченко таковы:
- Обучение – особый вид общения с целью усвоения знаний, умений и навыков (ЗУН).
- Возможны 4 вида общения и, соответственно, форм обучения опосредованно через речь – самостоятельная работа, общение в паре – индивидуальный способ обучения, групповое общение – групповой способ обучения, общение в парах сменного состава – коллективный способ обучения.
С учётом классификации форм обучения В. К. Дьяченко и исследований других авторов можно предложить следующие формы обучения, реально осуществимые и осуществляемые в учебном процессе: индивидуальная, парная, фронтальная, групповая, коллективная, индивидуально-обособленная. Индивидуальная форма заключается в том, что преподаватель занимается (общается) с одним студентом (например, на экзамене или зачёте, в ходе индивидуальной консультации). Она позволяет максимально учитывать индивидуальные особенности обучающегося, но экономически не выгодна (затратна).
Парная форма связана с организацией работы студентов в парах (составление диалога, взаимопроверка и др.). Фронтальная форма предполагает организацию педагогом одновременной учебной работы большой группы студентов (одновременное объяснение нового материала студентам в группе, в потоке, выполнение письменной контрольной работы, тестовых заданий всеми одновременно и т. п.). Недостатком является ориентация на «среднего студента», трудности дифференциации обучения и учёта индивидуальных особенностей обучающихся.
Групповая форма учебной работы связана с организацией работы обучающихся в малых группах (до 6–8 человек), студенты в группе работают совместно, выполняя задания преподавателя. Групповая работа может быть организована как самостоятельная форма учебной работы, так и в качестве составляющей ряда педагогических технологий, фрагмента лекционного занятия (при наличии в аудитории не более 40–50 студентов).
Коллективная форма обучения предполагает создание микрогрупп до 12–14 человек с последующей организацией работы в парах сменного состава внутри микрогрупп, в ходе чего студент по очереди общается с каждым студентом микрогруппы. Индивидуально-обособленная форма связана с организацией самостоятельной работы обучающихся во внеаудиторное время (подготовка к семинару, решение задач, разработка проектов, выполнение исследовательских заданий и др.).
Коллективный способ обучения сочетает в себе индивидуальную, парную, коллективную формы организации обучения. Он позволяет осуществлять как освоение новой информации, так и совершенствование знаний и умений студентов при обеспечении взаимообучения в парах сменного состава. Следует отметить, что каждая из названных форм обучения имеет свои достоинства и ограничения. Поэтому ни одну из них нельзя абсолютизировать. Использование же разных форм обучения позволяет сочетать их достоинства и в определённой мере нивелировать недостатки.
- Технология ситуационного анализа «Кейс-метод»
- Технология проблемного обучения эвристическое обучение
- Технология «Шесть шляп мышления»
- Технология создания ментальной карты
- Технология опорных конспектов В. Ф. Шаталова
- Графическое моделирование в учебном процессе
- Технология балльно-рейтинговой оценки результатов образования
- Технология педагогического сопровождения самостоятельной работы студентов
- Общеучебные умения как фактор успешности самостоятельной деятельности студентов
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу