Формирование научной картины мира и научного мировоззрения студентов

Проблема становления и развития научного мировоззрения подрастающего поколения была поставлена еще в XIX веке. Так, например, видными учеными методистами обосновывалась задача формирования научного мировоззрения учащихся в процессе обучения естествознанию.

Интересно
В советском государстве формирование коммунистического мировоззрения рассматривалось в качестве важнейшей образовательной задачи. Философами, психологами, педагогами активно разрабатывались методологические и теоретические основы формирования диалектико-материалистического мировоззрения, прорабатывалась методика формирования коммунистических взглядов и убеждений школьников и студентов. В этот период становление мировоззрения молодёжи имело выраженную идеологическую направленность.

В переходный период отказ от коммунистической направленности образования привел к существенным пробелам в мировоззренческой подготовке подрастающего поколения. Тогда как именно в быстро изменяющемся обществе человеку гораздо больше, чем конкретные знания и умения, необходимы обобщённые взгляды, убеждения, идеалы, позволяющие ориентироваться в мире, разбираться в своих взаимоотношениях с ним. В высшей школе обеспечение мировоззренческой направленности образования является основной задачей воспитания студенческой молодежи, которая может и должна решаться в учебном процессе. Остановимся на основных понятиях, необходимых для освоения рассматриваемой педагогической проблемы.

Картина мира − целостный образ мира, формирующийся в обществе в рамках определённых мировоззренческих установок.

Научная картина мира − система общих принципов, понятий, законов и наглядных представлений, формируемая на основе синтеза научных знаний; является связующим звеном между мировоззрением и фундаментальными формами теоретического освоения действительности. Различают картины мира разной степени обобщённости: общенаучная картина мира, естественнонаучная картина мира, частно-научные картины мира (биологическая, физическая, химическая).

Мировоззрение − система обобщённых взглядов, убеждений, идеалов человека, отражающих понимание им окружающего мира и определяющих общую направленность его деятельности. Формируется на основе системы мировоззренческих идей. Мировоззренческая идея − обобщённый теоретический принцип, объясняющий сущность явлений. Взгляд выражает определённую точку зрения на сущность важнейших явлений природы, общественной жизни, познания; это отношение, характеризующееся эмоциональной оценкой.

Убеждение − более высокая ступень осознанности человеком окружающего мира, обеспечивающая уверенность человека в правильности своих взглядов и идеалов; это устойчивое отношение, предполагающее готовность к действию, проявляется в деятельности.

Идеал (фр. ideal, греч. idea − идея, первообраз) – образ, являющийся воплощением совершенства, образец, высшая цель стремлений человека. Различают общественный, нравственный, эстетический и другие идеалы.

Мировоззрение, присущее обществу, социальным классам, политическим партиям, принадлежит к сфере общественного сознания. Мировоззрение, присущее личности, отдельному человеку, – к сфере индивидуального сознания. И для общественного, и для индивидуального мировоззрения характерны три составляющие: житейское мировоззрение, религиозное мировоззрение, научное мировоззрение.

Различают также такие виды мировоззрения, как: диалектическое и метафизическое, материалистическое и идеалистическое. Становление мировоззрения происходит под влиянием ряда факторов: социально-экономические условия, государственная политическая система, культурная среда, система образования, семейно-бытовая среда, среда микрообщения, географическая среда. Ведущее место среди указанных факторов занимает система образования.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)