Формирование конкурентной среды и процесс демонополизации экономики

Антимонопольная политика включает два блока задач:

  1. Формирование основ конкурентного механизма, реализующих принципы свободного рынка и направленных на создание равных условий хозяйствования для всех участников рынка.
  2. Ограничение монопольной власти уже сложившихся монополий.

Первая группа задач связана с содействием государства конкурентному режиму национального рынка, повышению уровня его конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности.

Второй блок относится собственно к специальной политике, регулирующей поведение монополистических структур. Ответственность за Проведение антимонопольной политики в России возложена на специализированный правительственный орган — Министерство РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства.

Формирование конкурентной среды происходит в России на основе:

  • любого продвижения рыночных преобразований, которые способствуют мобильности ресурсов и устранению барьеров вхождения в отрасль;
  • содействия развитию инфраструктуры;
  • содействия наполняемости рынка покупателя, что препятствует взвинчиванию цен;
  • либерализации внешнеэкономической деятельности, подрывающей монополистические позиции национальных производителей.

Подрыв монополизма связан с процессом преодоления экономической обособленности отраслей и регионов.

Монополизм подрывается, когда создаются возможности для проникновения новых ресурсов (капиталов, рабочей силы) в любые отрасли и регионы. Тогда возникают параллельные структуры, что обеспечивает режим конкуренции.

В этой связи следует обратить внимание на дальнейшее развитие мобильности ресурсов. Чем активнее она проходит, тем скорее возникают новые предпринимательские образования в отраслях и регионах. В этой связи большая роль принадлежит развитию инфраструктуры, особенно развитию информационного рынка, совершенствованию транспорта и связи.

Подобное «инфраструктурное» направление антимонопольной политики будет способствовать устранению монопольных отношений отдельных экономических субъектов не только на рынках товаров и услуг, но, что не менее актуально для нашей страны, и на рынках труда. Ведь в нашей стране рынок труда деформирован отсутствием доступного рынка жилья, административным ограничением передвижения населения институтом прописки.

Цементирование рынка монополистической конкуренции и рынка покупателя объективно оказывает антимонопольное действие. С этих позиций следует оценивать необходимость поощрения ускоренной диверсификации производства, любые меры по расширению ассортимента товаров и услуг. Необходимо содействовать выпуску товаров субститутов (заместителей), которые преодолевают в определенной степени скудность ассортимента и способствуют появлению стимулов к повышению качества производимой продукции.

Внешнеэкономическая деятельность государства при ориентации на либерализацию национального рынка должна стать инструментом структурной перестройки экономики на промышленной основе. В ходе ее реализации многие монополисты утратят свою власть над рынком, ибо их продукция оказывается морально устарелой. В этой связи нужно определиться, какой вид перестройки позволит выйти стране на новые рубежи. В зависимости от решения этого вопроса следует построить свою таможенную и налоговую политики.

Таможенные пошлины не должны полностью оградить наших производителей от иностранной конкуренции. Безусловно, она удалит наиболее слабых из них с рынка. Но процесс устранения таких производств не должен происходить стихийно. Общество должно определяться с уровнем отечественного производства, который на данный момент времени отвечает потребностям страны. Отсутствие решений по данному вопросу приводит к неоправданным потерям национального рынка.

Режим ограничений власти сложившихся монополий. Применительно к российским условиям антимонопольное регулирование внешнеэкономической деятельности должно по возможности уходить от нетарифных мер ограничения экспорта, выдачи льгот для поставки товаров по межправительственным обязательствам.

Эти направления экономической политики строятся на административных ограничениях или привилегиях отдельных производителей. Они во многом зависят от конкретной власти чиновничьего аппарата и не свободны от субъективизма и лоббирования интересов того или иного производителя.

Основой коррупции чиновников является монополия рабочего места в условиях, когда административное право превращается в «товар повышенного спроса». В этих условиях создается новая, фактически феодальная система привилегий для определенного слоя чиновников. Появляется новый вид ренты — социальная рента, которую получают в результате выдачи лицензий, разрешений, предоставления льгот и т.п. В связи с этим прямое распределение привилегий участия во внешнеторговых операциях необходимо заменить отбором предприятий на конкурсных или аукционных началах.

Для эффективной селективной политики регулирования монопольных структур необходимо:

  • осуществить их идентификацию;
  • определить общественно допустимый уровень монополизма.

Идентификация монопольных структур опирается на мировой опыт.

По международным стандартам монополистом считается структура, которая занимает более 35% отраслевого рынка, или когда 8 участников рынка занимают 80% рынка, или 4 участника — больше половины.

Антимонопольный орган России, призванный реализовывать политику ограничения монопольной власти, способствуя созданию конкурентного рынка, не старается вступать в единоборство с крупными монополистами, пытаясь расчленить эти структуры, как это проводится порой в США. Обычно политика по отношению к этим структурам принимает менее конфликтную форму. Она связывается с предупреждением любых действий, ограничивающих конкуренцию (например, сговор или поглощение) или проявление нечестной конкуренции, которая ущемляет интересы других хозяйствующих субъектов.

Как и во всем мире, в России запрещается:

  • Ограничивать или прекращать производство, провоцируя дефицит или необоснованное повышение (понижение) цен.
  • Формировать соглашения, препятствующие доступу на рынок новых товаропроизводителей, способствующие созданию особых привилегий какимлибо предприятиям, и осущесвлять действия, ведущие к дискриминации других производителей на рынке.

Граница допустимого участия в рынке предполагает, что за ее пределами возможны негативные эффекты поведения монополиста. Наиболее ощутимо подобные эффекты продуцируют естественные монополии. Именно они и должны быть в большей мере под контролем.

В крайних случаях, когда предприятие-монополист приводит к существенному ограничению конкуренции, антимонопольный орган может принять решение об его принудительном расформировании, если имеется возможность структурного или территориального разделения.

Перечень предприятий-монополистов содержится в созданном Государственном реестре Российской Федерации объединений и предприятий, который ведет Росстат. Такой реестр должен зафиксировать хозяйственных субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более 35%. Предприятия, включенные в реестр, обязаны докладывать антимонопольному комитету о сокращении объема поставок в целях осуществления контроля над обеспечением насыщенности товарного предложения.

Антимонопольный орган контролирует соблюдение антимонопольных требований при создании, реорганизации и ликвидации хозяйственных субъектов. Особое внимание уделяется процессам формирования объединений, слияний. Их регистрации должно предшествовать согласие антимонопольного органа РФ.

Федеральная антимонопольная служба осуществляет контроль крупных продаж и покупок акций, в результате которых реально можно занять доминирующее положение на рынке. Кроме того, особые условия должны применяться для предотвращения юридических возможностей покупки контрольного пакета акций (паев, долей) предприятия (фирмы), занимающего доминирующее положение. Доля покупателя и продавца акций устанавливается на уровне 35%, а минимальный размер пакета акций (долей), приобретение которого требует предварительного согласия антимонопольных органов, должна быть более 20% обыкновенных (голосующих) акций.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)