Феноменологическое описание

В жизни людей случаются события, необратимо меняющие их психику. Ситуация складывается так, как будто внешний мир поворачивается к ним какой-то другой гранью, так что вдруг меняются все смыслы.

Интересно
Говорят, что самая страшная пытка это пытка наслаждением, сверхнаслаждением, которого потом лишают. Эта пытка превращает человека в «овощ», буквально обезволивая его. Обычная жизнь, после того как она оборвана необратимым событием, кажется недостижимым сверхнаслаждением.

Следует отметить, что все в мире остается на своих местах, только жить в этом мире становится невозможно, человека непреодолимо влечет к смерти и, как правило, он ее быстро находит. Это может быть самоубийство, или самоубийственный поступок, или сумасшествие.

Известно множество примеров необратимых событий: «афганский» и «вьетнамский» синдромы (при которых молодой человек испытывает устойчивое, безнадежное отвращение к жизни), хрестоматийные примеры из учебника психиатрии (когда мать продолжает накрывать на стол своей умершей дочери и вообще ведет себя так, как будто ничего не произошло), демонстративный «сплин» Байрона (после урока, полученного от возлюбленной), «капризное» самоубийство Маяковского (почти на глазах у В. Полонской), апатия и быстрый закат Блока, разочарованного в революции, обескураженный Наполеон на острове Св. Елены… Ярким литературным примером необратимого события является происшедшее с шекспировским Гамлетом.

Необратимое событие человек не способен интерпретировать в терминах известного мира, оно не подклеивается, не вкладывается в поток жизни, как все прочие события. Оно невозможно, оно разрывает поток жизни, разрывает «связь времен».

Внешний мир теряет краски, постепенно искажается до неузнаваемости потому, что человек в нем больше не живет. Необратимое событие как бы замыкает, «закорачивает» время, лишает внешний мир времени.

Человек пускается на все изыски ума, концентрирует всю свою волю в попытке «обратить» необратимое событие, вписать его в поток жизни, но в силу таинственных причин ему это не удается. Это не удается фатально, в той же степени, как не удается вывести ложное утверждение из истинных посылок.

Возможно, какая-то априорная форма человеческих способов суждений, сама логика не позволяет «обратить» необратимое событие. Доводы ума теряют убедительность, а изыскать решающий довод в пользу жизни не удается.

Сами необратимые события носят конкретный, мирской характер, их генезис прослеживается в потоке жизни, однако жизнь не прослеживается вслед за таким событием. Возможно, время устроено так, что рвется на необратимых событиях похоже, с их помощью мы имеем прямые опыты со временем.

Необратимое событие не может произойти, хотя формально входит в ряд возможного. Как аксиома о параллельных Лобачевского в контексте Евклидовой геометрии. Если необратимое событие произошло значит, неверно все остальное, значит, контекстом была геометрия Лобачевского, и построенный по Евклиду жизненный мир почти сплошное заблуждение, жить в нем нельзя, он уничтожен безвозвратно.

Правда, для математика здесь проблемы нет: геометрий континуум, и из-за геометрий не сводят счеты с жизнью, потому что в них не живут, хотя открытый в XIX веке факт многих истинных геометрий, вероятно, озадачил бы И. Канта, поставив под сомнение единственность трансцендентальной эстетики.

Идея не единственности внешнего мира косвенно предполагается В. Дильтеем в его концепции типов мировоззрения и соответствующей классификации метафизических систем. Произвол в выборе внешнего мира безуспешно пытался продемонстрировать своим творчеством (и своей жизнью) Ф. Ницше, воскрешая античного Диониса в недрах христианского культа.

Множество внешних миров прямо постулируется С. Грофом в его теории БПМ «базовых перинатальных матриц»: образцов миров, проживаемых эмбрионом на разных фазах процесса родов.

Здесь нам не так важно, что переживаемые миры фазы одного процесса, важнее что их много и что они различны. БПМ С. Грофа даже изоморфны типам мировоззрений В. Дильтея:

  • «изначальное единство с матерью», внутриутробное переживание до начала родов, переживание космического единства, системы объективного идеализма (Плотин, Спиноза, Гегель);
  • «антагонизм с матерью», схватки в закрытой матке, ужас существования, системы экзистенциализма (Кьеркегор, Хайдеггер, Сартр);
  • «синергизм с матерью», проталкивание через родовой канал, переживание титанической борьбы, идеализм свободы (Сократ, Платон, Кант, Бергсон);
  • «отделение от матери», прекращение симбиотического союза с матерью, переживание смерти – возрождения, натурализм.

Внешний мир как многогранник, калейдоскоп открывается человеку разными гранями, разными порядками, и движениями этого многогранника являются необратимые события.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)