Понятие ритм

Несмотря на свое широкое употребление в повседневной речи, понятие «Р.» до недавнего времени не относилось к числу базовых категорий. За последние три десятилетия ситуация изменилась. При этом, однако, довольно часто понятие «Р.» используется без указания ясного его толкования, причем в контекстах, вызывающих вопросы. Поэтому целесообразно начать его рассмотрение с областей, в которых существует ясное понимание того, что такое Р.

Наиболее развито представление о Р. в теории музыки и стиха. Р. выступает в этом случае как соотношение длительностей разных звуков. Такое понимание Р. позволяет ясно отличить его от темпа как скорости исполнения, с которым он часто смешивается в особенности при метафорическом использовании.

Музыканты, имея дело с временным Р. в самом узком понимании, также осознают его связь с периодичностью, непосредственно увязывая ее с периодичностью физиологических процессов. На этом основании различается респираторный (дыхательный) и пульсовой (с которым соотносится и шаговый) Р.

На основе пульсации H.A. Римский-Корсаков различал «чувство темпа» (способность придавать одинаковую длительность равным ритмическим единицам) и «чувство размера» (способность определять отношение между различными длительностями).

Если аналогично соотношению длительностей рассматривать соотношение расстояний (длин), то легко перейти к понятию пространственного Р., который также легче распознается при наличии периодической повторяемости каких-либо пространственных образований. Особенно детально проблема пространственных Р. изучена в микромасштабе на примере кристаллических решеток.

Следует обратить внимание на соотношение понятия Р. и цикла. Строго говоря, они являются частично перекрывающимися. Помимо того, что Р. может быть обнаружен в цикле, могут существовать циклы, лишенные ритмической организации. Так, годичный цикл на экваторе лишен Р. погодных явлений, в то же время на средних широтах и в полярных областях в течение того же годичного цикла есть Р. времен года, причем разные на разных широтах.

Понимание Р. как единичной или повторяющейся последовательности качественно разнородных микрособытий, количественные или иные характеристики интенсивности которых закономерно изменяются внутри этой последовательности, позволяет отличить его от цикличности, периодичности (в которых важна лишь закономерная повторяемость одинаковых фаз), притом что наличие повторяющихся циклов позволяет легче опознать Р. в том случае, если этот Р. наличествует.

Интересно
Аналогична ситуация и в отношении пространства. Так, в древесине растений внутри одного годичного кольца присутствует определенный Р. расположения элементов, в то время как сами годичные кольца являются циклическим повторением серий элементов в пространстве, и только их 11-12-летние пачки имеют собственный Р., отражающий 11, 4-летний цикл Солнца.

Несмотря на сказанное, Р. и цикл далеко не всегда различаются исследователями и мыслителями, поэтому чаще приходится иметь дело с нерасчлененной ритмико-периодико-колебателъно-циклической организацией того или иного типа.

С одной стороны, такой категориальный синкретизм вносит известную путаницу и даже сумятицу при постижении весьма разнообразного круга явлений, с другой определяет некоторое единство (возможно, псевдоединство) весьма обширной области, в которой ныне формируется общее представление об организации. Поэтому придется рассмотреть весьма разнообразный материал, который позволяет увидеть контуры данной области.

История понятия Р. как одной из составляющих древних натурфилософий разного типа от Пифагора до Августина рассмотрена в статье Ритм к позиции 5.1. Совершенно по-новому предстало понятие Р. в новоевропейской науке, в которой произошел распад единого представления на несколько самостоятельных традиций с одной стороны, на вышеупомянутую теоретико-музыкальную и теоретико-поэтическую, с другой на метафизическую, с третьей на математико-механическое и, шире, физическое и естественно-научное понятия цикла и колебаний.

В новоевропейской математике Р. постигается через представление о периодических функциях, значение которых повторяется через изменение аргумента на определенный шаг (период). Таким образом, создается аппарат описания феноменологии Р.

Особенно эффективным оказывается описание функций любого вида путем разложения их на гармонические функции (типа тригонометрических функций синуса и косинуса) в т. н. ряды Фурье. При этом полагается, что любой процесс (даже монотонный) является суперпозицией колебательных процессов.

Примечательно, что часто в фурье-разложениях удается обнаружить колебания с кратными частотами обертонами. Рисунок обертонов внутри периода основного тона и определяет в значительной мере тот феномен, который обнаруживает себя как Р.

Логика представления периодических процессов сводится при этом к тому, что мгновенное состояние периодического процесса описывается тем или иным дифференциальным уравнением, интегрирование которого дает его описание уравнениями, содержащими периодические функции (одной из разновидностей т. н. специальных функций тем же синусом, напр.).

Рассмотрение подобных задач порождает направление математической физики, которое, начиная со времен Галилея (формула колебания маятника), складывается к XIX в. как теория колебаний и теория волн. Колебательно- циклические процессы, оказавшиеся очень распространенными, с тех пор стали предметом пристального изучения.

При этом выяснилось, что о ритмической организации в отличие от колебательно-циклической часто хочется говорить тогда, когда имеется качественная неоднородность разных фаз цикла, что особенно наглядно в том случае, если имеет место распределение ограниченного ресурса энергии.

Это видно на примерах, перечень которых далеко не полон. Физических:

  • явления резонанса колебаний с малой энергией (механических, световых, электромагнитных), в результате чего источники колебаний низкой энергии запускают вследствие резонанса макроэнергетические процессы;
  • циклы в небесной механике и возникающие при этом биения. Геолого-географических:
  • волны на поверхности водоемов, барханные структуры, знаки ряби, седиментационные циклы. Химических:
  • структурных ритмически закономерно располагающиеся неспаренные электроны молекул за счет квантово-механического резонанса обеспечивают повышенную устойчивость ароматических структур органики;
  • кинетических в случае автоколебательных реакций (типа реакции Жаботинского Белоусова).

Биологических:

  • повторяющиеся (ритмические!) остатки фосфорной кислоты за счет квантово-механического резонанса образуют макроэргические связи;
  • Р. активности и покоя (в т. ч. сезонные);
  • Р. сна и бодрствования, в т. ч. циркадные (околосуточные);
  • онтогенетические Р. активности и энергетики жизненного цикла (всплеск при оплодотворении, возможная остановка, нарастание активности, единичный или множественные всплески, достижение плато и угасание);
  • Р. численности популяций, обеспечивающие наиболее полное использование имеющихся трофических ресурсов биоценоза ;
  • Р. квазициклической смены биоценозов на данной территории (сукцессионные серии), обеспечивающие наиболее полное использование ресурсов ландшафта.

Психологических: когнитивные, эмоциональные, волевые циклы Н. Пэрна, социально-психологические циклы становления коллективов.

Социально-культурных и экономических, в разных фазах которых решаются преимущественно задачи определенного типа:

  • экономические циклы Н.Д. Кондратьева;
  • циклы этногенеза в понимании Л.Н. Гумилева ;
  • цивилизационно-культурные циклы в духе Шпенглера—Тойнби;
  • разные циклы тех или иных процессов (смены костюма или его компонентов, производства печатной продукции, образования, деятельности и т. д.).

В перечисленных областях фигурируют различные представления об энергии. В одних это энергия в строго физическом смысле; в других речь идет о «макроэргах» (химических связях с высокой энергией), которые накапливаются или расходуются в ходе физиологических процессов; в третьих соединение интуитивного и экспертного понимания психической энергии, которое отчасти может быть соотнесено с понятиями макромолекулярной биоэнергетики, а отчасти с неоплатоническими категориями о божественных энергиях (силах) в духе св. Дионисия Ареопагита.

Однако, так или иначе, речь идет о некотором факторе энергии в физическом или ином понимании, который лимитирован, но может как-то перераспределяться во времени и пространстве.

При этом, так как процессы, протекающие с участием энергии, ритмически организованы, при определенных соотношениях частотных характеристик этих процессов возникает их резонанс, который проявляет ритмическую организацию данных процессов.

Благодаря резонансу возникает качественное различие разных фаз цикла, поскольку имеют место эффекты, свойственные энергиям, более высоким, чем у исходных процессов. Совокупность указанного материала и приведенных интерпретаций позволяет трактовать Р. как способ компактной «упаковки» энергии.

Интересно
Любопытно, что в отношении акустических колебаний в этой трактовке переплетаются представления физиков и музыкантов. В ХХ в. также и формирование волновой механики позволило еще раз обратиться к пониманию Р. как способа компактной «упаковки» энергии в области явлений микромира.

На протяжении первых двух третей ХХ в. стала ясна исключительная распространенность циклико-ритмических явлений и теоретическая плодотворность представлений о ритмах и колебаниях. Вот лишь некоторые примеры.

В физике: показано фундаментальное значение колебательных процессов в явлениях микромира.

В химии: обнаружены колебательные реакции.

В биологии:

  • открыты и изучены биоритмы мозга и осознана их значимость;
  • описаны и систематизированы «жизненные циклы» разных групп организмов (строго говоря, это не циклы послерепродукционные стадии онтогенеза не являются стартовыми для онтогенеза следующих поколений, а именно ритмы);
  • сформировано представление о клеточном цикле;
  • показано фундаментальное значение внутриклеточных циклов во временной организации клетки (именно в связи с этим Б. Гудвином формулируется представление о живом организме как многоуровневой колебательной системе);
  • изучены и систематизированы физиологические циклы разных организмов;
  • изучены сезонные и околосуточные (циркадные) Р.;
  • обнаружены циклы численности популяций;
  • обнаружено ритмическое (иногда превращающееся в цикл) развитие биоценозов сукцессии.

В геологии: показана многоуровневая цикличность многих процессов (тектонических, денудационных, седиментационных, палеоклиматических, включая макроциклы вплоть до Галактического года).

В астрофизике: создана фридмановская модель Вселенной, существование которой мыслится как складывающееся из фаз расширения (разбегания) Галактик и их сжатия.

В экономике: показана цикличность экономических процессов.

В истории: сформулировано представление о цикличности истории и отдельных историко-культурных циклах (напр., развития костюма).

В психологии:

  • показан циклический характер психических состояний и активности человека. В технике:
  • сложилось несколько фундаментальных областей, построенных на ритмико-колебательных процессах, в том числе:
  • электроэнергетика и электротехника;
  • радио- и электрическая связь;
  • электронные коммуникации, включая электронные средства массовой информации;
  • техническая акустика, включая техническое использование инфра- и ультразвука.

Помимо того, что была осмыслена значимость перечисленных явлений, выяснилось, что между некоторыми из них существуют глубинные взаимосвязи. Так, Р. в музыке и поэзии связан с физиологическими и психическими ритмами, околосуточные и сезонные периоды социальной активности связаны с вращением Земли, внутриклеточные циклы связаны с молекулярными и атомными колебаниями и колебательными химическими реакциями; тектонические циклы связаны с сукцессионными сериями и сезонами Галактического года и т. д.

Новым этапом развития представлений о колебательно-циклических процессах оказалось установление распространенности (прежде всего в биологических, сложных химических, технических и социальных системах) т. н. нелинейных колебаний колебаний, при которых одна колеблющаяся величина зависит от другой колеблющейся величины нелинейным образом. При этом нарушается принцип суперпозиций колебаний и возникают сложного вида волны, т. е. те пороговые явления, которые в качестве эпифеноменов порождают эффекты самоорганизации, изучаемые в синергетике.

Т. о., учение о колебательно-циклических процессах оказалось частью гирлянды междисциплинарных концепций (синергетики, теории бифуркаций, учения о самоорганизации и т. п.), которые занимаются процессами организации сложных динамических образований. Беда этих концепций, однако, в том, что конструктивностью и вычислительной ценностью они обладают только в отношении простейших модельных случаев, постоянная апелляция к которым придает всем подобным построениям налет механицизма.

Для категории же «Р.» это обернулось своего рода «выигрышем» о нем стали говорить тогда, когда расчетные методы теории колебаний и волн не работают, а представление о неком периодическом процессе как объяснительном конструкте сохраняет силу.

В результате понятие «Р.» получило универсальное значение, а Мир в целом и отдельные его части стал восприниматься как многоуровневая взаимосвязанная ритмическая система с неопределенно большим периодом основного тона (еще один претендент на универсальный водитель Р. о водителе Р. подробнее далее).

Выявленная картина поставила несколько фундаментальных вопросов:

  1. В какой мере связаны между собой разные циклические процессы: не зависимы ли они друг от друга, существует ли несколько разных групп взаимосвязанных процессов или же вообще можно говорить об универсальной взаимосвязи всех ритмико-циклических процессов? Возможно ли говорить о том, какой процесс является фундаментальным в том случае, если на поставленный вопрос дается второй ответ, т. е. выдвигается тезис об универсальной взаимосвязи этих процессов?
  2. Что является источником ритмов? Имеют они эндогенную природу или внешний источник?

Ответы, даваемые в частных случаях, показывают, что возможны обе ситуации. Однако описание эндогенного происхождения ритмов базируется на весьма общих принципах, лежащих в основе организации Мира. Вместе с тем обнаружение внешних источников Р. (например, суточного цикла вращения Земли по отношению к циркадному) ставит вопрос о природе соответствующего процесса водителя Р.

Причем степень общности подобной постановки вопроса о водителе Р. может весьма варьироваться: от анализа роли синоатриального или атриовентрикулярного узлов сердца или других физиологических центров от влияния ритмов Солнца на земные процессы (как это интересовало исследователей от Чижевского до Гумилева) и до Единого в понимании Плотина.

Однозначного ответа на эти вопросы сейчас не существует, однако накоплен чрезвычайно интересный и разнообразный материал, позволяющий искать такие ответы. Весьма примечательно, что исследование ритмико-циклических процессов тесно переплетается с исследованием природы времени, а конкретные эталонные циклические процессы выступают в качестве тех или иных часов. Обычно в качестве часов используются те или иные циклические процессы.

Интересно
Исследования геологического времени С.В. Мейеном привели его к созданию типологической концепции времени. В ее основе лежит представление о времени как аспекте изменчивости, отнесенном К одному индивиду. Такой отмеченный индивид и является часами (а рефрен их циферблатом, причем ветвящимся и с фрактальной структурой), а далее возникает вопрос только о его калибровке.

При этом в последовательности событий, происходящих с таким индивидом-хронометром могут быть (но не обязательно!) обнаружены ритмы (например, седиментационные), причем они могут быть обнаружены как по морфологии отложений (тогда это пространственные ритмы), так и по относительному времени.

Для измерения относительного времени калибровкой часов служит фиксация последовательности некоторых событий (тектонических, климатических, биологических, исторических и т. д.) индивида- хронометра, а процедура измерения заключается в установлении одновременности (корреляции) какого- либо события, происходящего с индивидом-хронометром, и события (-ий) дру-гого(-их) индивида(-ов). Для перехода к абсолютному времени необходимо осуществить корреляцию относительного и абсолютного хронометра.

Сама идея существования абсолютного хронометра покоится на ряде фундаментальных физических допущений, в числе которых представления о существовании абсолютно равномерных процессов и абсолютно равномерном течении времени.

Принимая их, в качестве часов (хронометра) выбирается какой- либо равномерный однонаправленный (например, распространение света в изотропном пространстве) или циклический процесс.

Однако физики так или иначе в качестве часов часто выбирают циклические или описываемые как циклические процессы (вращение Земли вокруг своей оси, Земли вокруг Солнца, переходы электронов атомов определенных элементов с уровня на уровень и т. д.). То, что С.В. Мейеном была показана фундаментальная возможность создания часов, основанных не на циклическом принципе, принципиально важно для осознания отсутствия жесткой связи Р. и времени.

Несколько в стороне от рассматриваемого междисциплинарного подхода достаточно долго находились работы филологов и фольклористов, и в частности их психологические интерпретации. При этом были накоплены данные об особых свойствах ритмически организованных текстов их мнемоническое и суггестивное значение, психолингвистические особенности, роль в отдельных областях жизни.


Развитие междисциплинарных знаний о природе языка и речевой деятельности, акустическая (основанная на звуковых волнах) и оптическая (связанная со световыми волнами) природа (т. е. опять же ритмико-циклическая) плана выражения языка подвели к возможности инструментального исследования семантики.

Нейрофизиологическое изучение речевой деятельности, измененных состояний сознания (при высокой концентрации сознания, после больших и длительных физических нагрузок, в горных условиях, в горячих цехах производств), аскетических практик, психофармакологических воздействий обнаружили их связь с ритмическими процессами в организме человека, и прежде всего в его мозге.

В результате в 1970-е гг. сложилось представление о семантическом значении Р. ( семантике Р.), которое было явно сформулировано В.В. Налимовым и его сотрудниками, что внесло Р. в круг таких фундаментальных категорий, как смысл, форма, число, энергия, цвет, звук, вкус в их физическом, физиологическом, психологическом, эстетическом и натурфилософском аспектах.

Немаловажным при этом оказывается и наличие синестезии Р. и перечисленных реалий (при широкой распространенности синестезии Р. цвета, Р. звука и т. д.). Другим направлением нащупывания связи Р. и смысла является изучение т. н. фликкер-шумов, которые фиксируются в разных природных средах (Мировом океане, атмосфере, отдельных водных потоках, шелесте листвы деревьев и т. д.).

Статистика частот этих шумов оказывается подчинена распределениям типа Ципфа—Мандельброта, что рядом исследователей рассматривается как индикатор наличия организованной формы или смысла последняя постановка вопроса также принадлежит В.В. Налимову.

Интересным в этом контексте является опыт некоторых экспертов по персоналу, которые, отбирая претендентов по степени их компетентности в специальных областях, слушая их профессиональные выступления, отключают у себя восприятие словесной речи претендента, воспринимая только ее ритмическую организацию.

Итак, можно говорить о том, что к настоящему времени сложилось единое пространство постижения ритмико-циклических процессов, обнаруживаемых во всех областях действительности, что указывает на их универсальность.

Такое положение дел и более того старое представление о музыке сфер позволяют трактовать категорию Р. весьма широко, а ритмические процессы как традиционный объект астрологии и астрономии свидетельствуют о том, что категория Р. имеет универсальное значение и стала если не философской категорией, то по крайней мере сопоставимой с ней универсальной категорией междисциплинарного знания.

При этом, однако, надо отдавать себе отчет в том, что категория Р. в разных областях очерченного междисциплинарного поля имеет очень разный статус:

  • в каких-то областях четко различается цикл и Р., а в каких-то нет;
  • в некоторых из них ритмико-циклическая организация является предметом инструментального исследования, в других же экспертных оценок и весьма расплывчатых метафор;
  • довольно часто это предмет вполне конкретных исследований, а иногда-философских спекуляций и т. д.

Так или иначе, категория Р. в последние десятилетия воспринимается как универсальная, а изучение Р. – ритмология выступает как единая самостоятельная область знания, порождая новые типы дискурса.

В этом дискурсе становится возможным обсуждение широкого спектра междисциплинарных проблем: старых: натурфилософских, астрологических, алхимических и новых: космологических, физических, биологических, психологических. Возникают представления о наличии фундаментальных мужских и женских ритмов и их роли в организации космоса и семьи, связи ритмов космоса и Солнца с ритмами психической, социальной и экономической жизни, ритмами истории, осознается значимость слова и музыки в организации общественной жизни, и получают новую интерпретацию представления о музыке сфер.

Естественно, такие представления очень неоднородны по своему эпистемическому статусу это и обобщения твердо установленных фактов, и какие-то догадки, и реконструкции на основании косвенных данных.

Однако так или иначе понятно, что речь идет о каком-то очень важном аспекте если не об одном из оснований существования мира. Закономерна поэтому трактовка Р., наряду со смыслом, формой, числом, энергией, цветом, звуком, вкусом, как одной из первоэманаций Единого. Об этом свидетельствует возможность взаимопереописаний указанных категорий друг через друга.

Если говорить о месте Р. в культуре и его изучении как одной из задач культурологии, то следует подчеркнуть следующее:

1. Р. может изучаться в культурологии в двух совершенно разных областях, причем такие исследования могут быть как независимыми, так и одно их них может быть базой для другого:

  • эмпирическое исследование большого числа ритмов жизни человека культуры, субкультурных групп (половозрастных, профессиональных, социальных), включая такие ритмы, как жизненный путь в качестве особого Р., ритмы ритуалов и обычаев, суточные, недельные, месячные (в особенности в женских когортах), годовые и т. д. ритмы; в этой же логике могут изучаться многие вопросы о характере и механизмах взаимосвязей разных ритмов друг с другом (биологических, психических, социальных, космических и т. д.), выявляться конкретные водители Р. в самом «приземленном» их понимании;
  • концептуализация Р. как одного из фундаментальных проявлений природы человека и Мира; в таком случае индивидуальный Р. отдельного человека, Р. группы и Р. культуры (субкультуры) будут теми базовыми категориями, которые определяют статус культуры (ср. дух народа Гердера, ergon языка А. фон Гумбольдта и т. п.), и заслуживают в этом качестве того, чтобы быть основным предметом культурологического исследования и задавать рамку культурологическим исследованиям первого типа, быть базой для получаемых в их ходе результатов.

2. Культурология обладает колоссальным фактологическим материалом по различным значимым для культуры ритмам, полученным этнографами, фольклористами, историками, экономистами, социальными психологами, биологами, врачами, урбанистами и т. д.

Вопрос заключается в том, чтобы эти данные получили культурологическую интерпретацию и были бы включены в культурологический дискурс, превратившись из тех или иных культурных казусов (напр., использование в разных культурах либо лунных, либо солнечных, либо лунно-солнечных календарей) в сквозные (а может быть, и несущие) структуры культуры, определяющие ее лицо.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)