Цивилизационное измерение национальной безопасности

В классическом цивилизационном дискурсе цивилизация рассматривается как одна из основных единиц исторического времени, обозначающая длительно существующее, самодостаточное сообщество стран и народов, своеобразие которого обусловлено социокультурными причинами. Цивилизация может представляться как познавательная историческая модель, познавательный конструкт, как заявляет, например, И.В. Следзевский.

Хотя более обоснованно считать ее реальным явлением, которое включает в себя преобразованную человеком, окультуренную историческую природу и средства этого преобразования, человека, усвоившего культуру и способного жить и действовать в окультуренной среде. Если для общественно-экономической формации преимущественным критерием является способ материального производства, то специфика цивилизации, не отказываясь от учета материальных отношений общества, более тяготеет к выделению духовных аспектов и критериев.

В числе таких аспектов чаще всего выделяют:

  • специфическую общественно-производственную технологию;
  • общественно значимые духовные ценности, своеобразную философию общества;
  • обобщенный образ мира, сложившийся в общественном сознании (нередко он соответствует определенной религии);
  • специфический образ жизни народа, базирующийся на сложившейся морали, духе народа, его самосознании.

Важной мировоззренческой проблемой, имеющей также и практическое значение, является определение цивилизационной идентичности, которая не просто раз и навсегда дает количественные характеристики той или иной социальной общности, а показывает качественное измерение, подверженное трансформацией во времени (усилению, ослаблению, изменению). Поэтому обоснованно считать, что главный критерий цивилизации – это наличие определенного набора трансцендентных представлений о бытии, об абсолютной реальности, о времени, вечности, смысле существования и т. д.

Интересно
По определению В.Л. Цымбурского, ключевым моментом в определении сущности той или иной цивилизации является исследование ее «сакральной вертикали», т. е. религиозных или идеологических представлений, определяющих культурную, геополитическую и социальную практику, влияющих на определение параметров национальной безопасности.

В оценке данного ядра будем исходить из положения, что базовыми ценностями для цивилизации будут те, которые не меняются на протяжении длительного времени и разделяются большинством общества. Наличие (или отсутствие) цивилизационных особенностей российского общества позволило бы более точно определить особенности его культуры и, как следствие, содержание возможных вариантов решения важных задач по укреплению национальной безопасности.

Несмотря на различие во взглядах на цивилизационную природу России, большинство отечественных ученых сходятся во мнении относительно специфики социокультурного развития России. Среди факторов, определяющих эту специфику, можно выделить, например, природно-географические, к которым, в частности, относятся следующие:

  • характеристика России как сухопутной страны, которая формирует иной, чем западный, характер экономики;
  • холодный российский климат, который ведет к низкому прибавочному продукту, особому участию государства в распределительных отношениях, мобилизационному типу деятельности русского работника, государственному покровительству и патернализму в отношении экономики;
  • обширность пространства и ресурсов, высокая расселенность российского населения, которые стимулируют экстенсивные методы общественного воспроизводства;
  • территориальная и культурная пограничность, необходимость постоянной борьбы за сохранение суверенитета.

Территориальные факторы обусловливают наличие как стремления сохранить самобытность, так и открытость внешним влияниям, ценностносмысловой неопределенности, особого типа социальных инфраструктур в России, имманентной предрасположенности к социальнопатерналистским формам жизнедеятельности общества. Факторы политического порядка состоят в том, что в силу своей историкогенетической обусловленности политическая организация России представляет собой сильную централизованную власть с приоритетом исполнительной власти над законодательной.

Интересно
Как отмечает Ю. Ирхин, Россия неоднократно воссоздавалась как централизованное государство. Это заложено в ее генетическом коде, в традициях, в менталитете людей. В.В. Ильин, А.С. Ахиезер подчеркивают, что державность, абсолютизм и авторитаризм вверху в сочетании с общинностью и коллективизмом внизу – неотъемлемая черта российской цивилизации.

В России специфическая роль государства обусловливалась рядом продолжающих свое действие обстоятельств:

  • Во-первых, к ним относилась высокая степень дисперсности населения, несопоставимость имеющихся людских ресурсов с пространственными параметрами, требующая поддержания территориальной целостности за счет включения фактора государственных скреп.
  • Во-вторых, эта обусловленность связывалась с «догоняющим» типом российского развития, необходимостью форсированной ликвидации технической отсталости от Запада, достигаемой посредством государственной мобилизации сил.
  • В-третьих, особая роль государства в России определялась влиянием военной угрозы независимости страны.

В этих условиях сложилась система ценностных ориентаций, когда признается приоритет целого над частью, ведущая роль государства, обеспечение военного могущества, обороны и безопасности страны, патернализм как смысл деятельности государства. Подданнический тип политической культуры, закономерно вытекающий из подобной цивилизационной матрицы, характеризуется отношениями однородной зависимости индивида от власти, ожиданиями политики патернализма, заботы о материальном и социальном благополучии и обеспечения безопасности, сильной социальной политики и социальных гарантий. Подобная характеристика социальной культуры нашего общества, сделанная на основе изучения российской истории, перекликается с выводами современных исследований социальных и политических процессов в России.

В позиционировании себя как суверенной цивилизации, имеющей собственный духовный стержень, собственную парадигму, Россия опирается на православную традицию, которая, подобно русскому ядру в этнической жизни России, образует основополагающее измерение всей русской культуры. При этом есть все основания считать Русскую православную церковь своеобразным общественным институтом, укрепляющим ее целостность.

Православные ценности, которые доминировали в Российской империи, а затем были либо уничтожены, либо трансформированы большевиками в коммунистические, С.В. Кортунов сводит к следующим основным блокам:

  • небесное выше земного;
  • духовное (идеальное) выше материального;
  • общее (коллективное) выше личного;
  • будущее важнее настоящего;
  • справедливость выше закона. Данные ценности, как он справедливо отмечает, кардинально отличаются от ценностей западной цивилизации.

Современная Россия – это многоконфессиональная страна, в которой содружество православия, ислама, буддизма, иудаизма является важным фактором, консолидирующим общество. Важной чертой российского общества, отрицательно влияющей на эффективность процессов укрепления национальной безопасности, следует признать наличие социокультурных расколов разных уровней и измерений, опосредующих ее своеобразие и внутренний драматизм: цивилизационный раскол на Запад и Восток, территориальный раскол на центр и периферию, стратификационный социокультурный раскол на элиту и простонародье и др.

Подчеркнем, что раскол охватывает не только отношения власти и общества, но и все сферы: правовую, экономическую, социальную, нравственную, т. е. весь социокультурный комплекс. В современных условиях раскол определяется, прежде всего, приобретающими все большие масштабы различиями в материальном положении, сосредоточением огромных богатств в руках небольшой части общества и низким уровнем жизни другой его части, катастрофическими различиями в стиле и в смысле жизни различных слоев общества.

Его наличие обусловливает трудности выработки не то что национальной идеи, но хотя бы согласованной повестки дня национального развития, отсутствие консенсуса по важнейшим вопросам общественной жизни, в том числе по приоритетам, механизмам и моделям укрепления безопасности.

На основании предыдущего анализа выделим социальные, культурные, политические особенности российского общества и российской цивилизации:

  • автосубъектность и моноцентризм власти и государства;
  • признание обществом ведущей роли государства в определении путей развития страны и консолидации необходимых для этого ресурсов;
  • преимущественно экстенсивный, а не интенсивный тип социальноэкономического развития;
  • традиционно ведущие позиции ценностей и установок справедливости по отношению к законности и праву в поведении людей и функционировании общественных институтов;
  • приоритет механизмов кооперации в сравнении с индивидуализмом и конкуренцией, важная роль сотрудничества в самоутверждении личности;
  • имеющийся позитивный опыт взаимодействия различных наций, религий, культур, позволивший создать большое территориально и культурно значимое государство;
  • подверженность общества различным социокультурным расколам и др.

Очевидно, что перечисленные черты на данный момент далеки от сходства с признаками западной цивилизации, выступающей для российского общества в качестве значимого образца. Противоречивость и болезненность преобразований постсоветской России, достижения необходимого качества социальной стабильности во многом обусловлены также неразрешенной проблемой культурной, гражданской идентичности, отсутствием единства общества и власти относительно цивилизационной, культурной, геополитической специфики страны.

Интересно
Идентичность можно рассматривать как характеристику отношений индивида к самому себе, а также в социокультурном контексте как характеристику принадлежности индивида коллективу. В соответствии с типом коллектива, с которым идентифицируют себя индивиды, различают политическую, национальную, идеологическую, этническую, культурную идентичность.

Идентичность понимается как представление человека и общества о своей принадлежности к какой-либо общности более высокого порядка (политической, культурной, социальной, цивилизационной и т. п.); о своем месте в системе общественных отношений, институтов, ценностей, в котором она выступает комплексной базой для формирования индивидуальных и массовых социальных практик, воспроизводящих данное общество как самостоятельную социокультурную систему, является основой социальной интеграции.

Основой формирования идентичности выступают устойчивые социокультурные характеристики общества. Культурное поле самоидентификации задает ценностно-нормативную структуру идентичности и выступает определяющим фактором, играя роль своего рода матрицы, в пределах которой происходит конструирование социальной реальности.

Неотъемлемой чертой отечественного поиска идентичности на протяжении последних 300 лет является перманентное отсутствие общественного согласия относительно ее базовых принципов, когда сущность и направления выстраиваемой идентичности оспариваются влиятельными кругами как самой власти, так и общества (пожалуй, за исключением конца 1930х – 1970х гг.). Ведущие политические силы страны, общественные течения пока еще не преуспели на пути выявления образа страны, явно отличающего ее от других, обладающего позитивным содержанием и содержательным смыслом.

Определение идентичности в наиболее артикулированном, либеральном дискурсе осуществляется через отрицание «недемократического имперского прошлого», «тоталитарного советского опыта», негативного «наследия 90х», якобы «авторитаризма 2000х» и т. д. Идентичность при этом формулируется преимущественно через характеристики политического режима, при котором чем ближе к «универсальной модели демократии» (которая «или есть, или ее нет»), тем яснее и «чище» идентичность (в данном случае западного, европейского и иного типа). Но тогда она не является чемто оригинальным и представляет собой кальку с опыта становления идентичности других стран.

В левом, социалкоммунистическом проекте желаемая идентичность строится вокруг социальных достижений и принципов практики государства позднесталинского и брежневского периодов, невоспроизводимых в современных условиях. Для сил, именующих себя консервативными и откликающихся на державнопатриотический запрос общества, базисными чертами российской идентичности являются могущество, лидерство, динамичное развитие и другие характеристики утверждающей свой суверенитет страны. Другое дело, что подобный «ролевой набор» характерен для любого крупного субъекта мировой политики и не является чемто исключительным.

Дискурс идентичности России как государства «русского народа» на данный момент не имеет весомых исторических традиций, сильных политических и общественных субъектов, его отстаивающих, не является доминирующим в сознании общества и его правящих кругов. Пожалуй, наибольшей перспективой обладает проект «имперского евразийства», имеющий социальнокультурные и исторические корни, достаточно длительные этапы утверждения, пользующийся поддержкой современного массового сознания российского общества. На его стороне – социокультурная близость, идейная притягательность, оригинальность и отличительность, теоретическая проработанность, опора на православие и другие традиционные конфессии нашей страны, потенциал развертывания и применимости в таких сферах общественной жизни, как культура, социальная жизнь, экономика, политика и др.

Основная проблема, мешающая его реализации, – идеологическая позиция значительной части высшего слоя элиты, слабость политических субъектов, его отстаивающих, существенное внешнее информационное и политическое противодействие и др.

В целом, используя в качестве основания разделения дихотомию «либерализм – державность, патриотизм», указанные проекты идентичности можно объединить в две группы, различающиеся в главном: определении России как самодостаточной цивилизации или части евроамериканской, западной. Именно этот, продолжающийся несколько последних столетий и до сих пор нерешенный спор определяет направление и способы социального развития, поддержания социального согласия и сплоченности. В чем состоит значимость его разрешения и как проявляются его последствия?

Попытаемся выделить несколько важных моментов, не исчерпывающих проблему:

  • Важнейшим элементом механизма социального развития выступает процесс его детерминации, что находит выражение в наличии совокупности принципов, идей, взглядов на его место, роль, характер. Социокультурные элементы политики, к которым относится также содержание и уровень сформированности культурноцивилизационной идентичности, оказывают существенное воздействие на процессы постановки целей и определения принципов достижения социальной безопасности, его нормативноправовые основы, выбор основных средств и способов.
  • От решения вопросов достижения общественного согласия относительно идентичности российского общества главным образом и будет зависеть формирование условий достижения социального согласия, создание самих перспектив дальнейшего его существования. На выработку общезначимой стратегии должны быть направлены, в первую очередь, политика государства и усилия общественных структур. Основной их смысл должен состоять в более активном и заинтересованном участии общества, государства при формировании базовых предпосылок согласия относительно идентичности и цивилизационной определенности России. В свою очередь, это создаст исходные основы отношения к прошлому и перспективам будущего, принципы социальной, культурной, образовательной, информационной политики. Речь идет, в частности, о том, что распространение и обоснование в информационном, культурном, образовательном пространстве концепта цивилизационнокультурной состоятельности России может заложить основы органичной социальной сплоченности общества.
  • Слом или хотя бы надлом (как показал опыт общественного развития России во второй половине 1980х – 1990х гг.) идентичности означает скатывание в хаос, где отсутствует безопасность, выверенная политика, нацеленная на поддержание целостности социума, развитие его социальной культуры, укрепление солидарности. Вместе с тем «культивирование» идентичности – мера крайне необходимая, но недостаточная. Ответы на вопросы: «кто мы», «куда и зачем идем», должны быть созвучны чаяниям народного большинства, представлениям людей о должном, справедливом, соответствовать историческим традициям, обладать энергетическим общественным потенциалом, который способен подвигать массы на крупные общественные свершения.
  • Фундаментальным препятствием для устойчивого развития России и достижения необходимого качества безопасности являются не так называемые объективные, внешние факторы (гео и внешнеполитического характера), а уже отмечавшиеся социокультурные расколы, иная социальная, культурная, цивилизационная идентичность, социокультурный и психологический профиль отечественной элиты, т. е. группа людей, номинально призванных принимать стратегические решения и задавать общенациональные цели.
  •  В условиях, когда уровень социального доверия и сплоченности становится одним из ключевых ресурсов поддержания политической и социальной стабильности, сформировавшаяся в российском обществе «незападная» модель идентичности с упором на ценности коллективизма и силу традиций, дает ее носителям важные преимущества перед индивидуализированной «западной».

В связи с перечисленным можно отметить, что подход, диктуемый новыми вызовами безопасности для России (демографическими, экологическими, экономическими) предполагает изменения в ценностных основаниях политики в направлении поддержки социальных и культурных начал в обществе, опору на национальногосударственную, цивилизационную и культурную идентичность, ответственность правящего класса и поддержку со стороны общества, в жизни которого реализуются важнейшие принципы солидарной социальной культуры.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)