Факторы образовательной политики

Качественная характеристика образования и его динамические показатели в той или иной степени предопределяются провозглашаемой и реализуемой в обществе образовательной политикой, которая выступает как система педагогических ориентиров и средств достижения определенных политических целей.

Можно выделить два ведущих фактора формирования и развития образовательной политики: государственный и гражданский.

Государство (по определению) заинтересовано в управляемости общества, так как является ни чем иным, как властной структурой, призванной обслуживать и обеспечивать жизнедеятельность определенных институтов общества, выполнять роль стабилизатора.

Самоорганизующиеся институты гражданского общества играют роль источников инноваций, они ищут и пробуют новые способы устройства системы образования. Государство же, в свою очередь, способно обеспечить условия для поиска, инициативы, расширять возможности альтернативных форм образования.

При этом государству несвойственно руководить инновационными процессами (это противоречит самой природе инноваций), так как оно не в силах тотально контролировать и определять их результативность – это дело независимой экспертизы.

Поэтому многие управленческие функции в сфере образования государство вынуждено разделить с институтами гражданского общества. В свою очередь, эти институты как раз и призваны определять содержание и формы этих процессов.

Возможности такой совместно-раздельной деятельности в сфере развития образования схематично отражены в первых двух графах Таблицы 3.

Факторы образовательной политики

Особенности плодотворного государственно – общественного управления раскрываются через иное качество взаимодействия властных и общественных институтов, когда и те и другие обладают существенными правами и ответственностью влиять на образовательную политику, контролируя друг друга, принимать управленческие решения.

Позитивные предпосылки такого сотрудничества:

  • совпадение вектора и целей развития государственной образовательной стратегии с общественными инициативами;
  • поддержка и укрепление гражданских инициатив и общественного участия в образовании;
  • оформление и осознание общественного интереса и групповых интересов в образовании.

Своеобразным дополнением к обозначенным выше двум факторам формирования образовательной политики может служить исследование Т. Парсонса, который, рассматривая структуру современного социетального общества, выделяет три главных типа операциональной организации.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)