Европейского союза суд

Положения о Суде Европейского союза отражены в статье 19 Договора о ЕС и статьях 251-281 Договора о функционировании ЕС. До 1 декабря 2009 г. официальное название Суда Европейского союза было Суд Европейских сообществ (англ. Court of Justice; фр. Cour de Justice; нем. Gerichtshof). В настоящее время его официальное название – Суд Европейского союза (далее – Суд ЕС).

Термин «Суд ЕС» означает орган ЕС, осуществляющий юрисдикционную функцию и используется как собирательное понятие, охватывающее всю совокупность судебных органов ЕС, а также для обозначения лишь высшей судебной инстанции.

Суд ЕС включает в себя несколько судебных органов:

  1. Суд.
  2. Трибунал («Общий Суд»).
  3. Специализированные суды.

Каждое государство – член ЕС представляет в Суде один судья. В настоящее время Суд составляют 28 судей, которые выбирают из своего числа Председателя Суда на срок 3 года. Допускается повторное избрание Председателя Суда.

Суду помогают 11 Генеральных адвокатов, в компетенцию которых входит подготовка обоснованных заключений, которые являются заключениями экспертов, содержащими проект решения Суда. Количество Генеральных адвокатов в Суде может быть увеличено по решению Совета ЕС.

Трибунал состоит по меньшей мере из одного судьи от каждого государства – члена ЕС (в настоящее время их 28). В компетенцию Трибунала входит рассмотрение по первой инстанции ряда вопросов, за исключением вопросов, которые в соответствии с Договором о функционировании ЕС или Статутом Суда ЕС отнесены к исключительной компетенции Суда или должны рассматриваться по первой инстанции специализированным судом. На решения Трибунала может быть подана жалоба в Суд, но основания обжалования ограничены вопросами права, если Устав Суда ЕС не предусматривает иное.

Трибунал может также выступать в качестве апелляционной инстанции, в частности в Трибунал можно обжаловать решения специализированных судов, которые могут быть прикреплены к Трибуналу для принятия решений по специальным вопросам.

Судьи, генеральные адвокаты Суда, а также судьи Трибунала назначаются по общему согласию правительствами государств – членов ЕС на 6 лет. Каждые 3 года производится их частичное обновление. Повторное избрание является допустимым.

Специализированные суды рассматривают по первой инстанции определенные категории дел в узкоспециализированной сфере или требующие специальных познаний. Так, в 2004 г. для разрешения служебных споров персонала ЕС был создан специализированный суд – «Суд по делам публичной службы ЕС».

Правила разбирательства в Суде ЕС закреплены в основном в Договоре о ЕС, Договоре о функционировании ЕС, Протоколе о Статуте Суда ЕС, процессуальном регламенте Трибунала и иных актах.

Суд принимает решение в Палатах по 3 или 5 судей, в Большой палате (15 судей) либо на Пленуме Суда (редко), Трибунал – в Палатах по 3 или 5 судей или, если регламент предусматривает это, то в Большой палате.

Разбирательство в Суде ЕС можно разделить на письменную и устную процедуры. Письменная процедура включает в себя подачу письменного заявления, подачу письменного обоснования и возражения и т.д. Устную процедуру включает в себя заслушивание уполномоченного представителя и адвокатов, заслушивание мнения Генерального адвоката и т.д.

Государства и органы ЕС представляют лица, которые специально уполномочены по доверенности и которые в свою очередь могут использовать помощь консультанта или адвоката. Все остальные участники судебного разбирательства должны быть представлены адвокатом.

Судопроизводство в Суде ЕС ведется на официальных языках государств – членов ЕС. Заявитель может определить язык судопроизводства, однако если ответчиком является государство-член ЕС, физическое или юридическое лицо этого государства, то процедурным языком будет государственный язык данного государства-члена ЕС. Местом нахождения Суда ЕС является Люксембург.

К юрисдикции Суда ЕС относятся следующие иски:

  1. Иски о нарушении обязанностей к государствам – членам ЕС. Европейская комиссия и каждое государство – член ЕС при подозрении в нарушении учредительных договоров ЕС может обратиться в Суд ЕС. Самыми распространенными причинами обращения в Суд ЕС являются иски Европейской комиссии на несвоевременное или неполное применение права ЕС государством – членом ЕС. Если Суд ЕС установит, что государство – член ЕС нарушает обязанность, вытекающую из учредительных договоров ЕС, и государство – член ЕС не выполнит решение суда или государство – член ЕС нарушит обязанность по извещению, например, о трансформации директив, то на государство – члена ЕС могут быть наложены штрафные санкции в виде фиксированной суммы или пени.
  2. Иски об аннулировании. В целях обеспечения законности законодательных актов, а также действий Европейского парламента, Европейского совета, Совета ЕС, Европейской комиссии, Европейского центрального банка и иных органов и учреждений ЕС, в отношении актов этих институтов, учреждений или органов ЕС могут быть поданы иски в Суд ЕС при наличии определенных причин (отсутствие компетенции, нарушение существенных процедурных требований, нарушение первичного или вторичного права, злоупотребление полномочиями). Истцами в данном случае могут выступать государства – члены ЕС, Европейский парламент, Совет ЕС, Европейская комиссия, Палата аудиторов (только в защиту своих прав), Европейский центральный банк (только в защиту своих прав), Комитет регионов (только в защиту своих прав). Любое физическое или юридическое лицо также может подавать иски против актов, адресатом которых оно является либо которые непосредственно и индивидуально его затрагивают, а также против регламентарных актов, которые непосредственно его затрагивают и не требуют исполнительных мер.
  3. Иски из бездействия к институтам, учреждениям или органам ЕС. Государства – члены ЕС, органы ЕС и физические или юридические лица (в ограниченных случаях) могут в случае бездействия со стороны Европейского парламента, Европейского совета, Совета ЕС, Европейской комиссии, Европейского центрального банка и органов или учреждений ЕС подать иск в Суд ЕС при условии, что такое бездействие может быть квалифицировано в качестве нарушения положений учредительных договоров ЕС. Однако до подачи такого иска должно быть подано требование о совершении действий.
  4. Иск о возмещении ущерба. Суд ЕС обладает юрисдикцией в отношении решений о возмещении вреда в рамках внедоговорной ответственности ЕС (например, за ущерб, который причинили органы и служащие при выполнении своих обязанностей).
  5. Преюдициальная юрисдикция.

Важным инструментом для применения права ЕС является рассмотрение Судом ЕС дел в преюдициальном порядке. Суд ЕС имеет возможность эффективно обеспечивать в государствах – членах ЕС единообразное применение и толкование права ЕС. Так, Суд ЕС решает в рамках рассмотрения дел в преюдициальном порядке о толковании договоров и о действительности и толковании актов, принимаемых институтами, органами и иными учреждениями ЕС (т.е. в основном в отношении вторичного права).

В случае если при разбирательстве в суде государства – члена ЕС возникает вопрос об оценке права ЕС, и этот вопрос, как представляется, требует принятия решения Суда ЕС, текущий процесс в суде государства – члена ЕС может быть прерван, чтобы соответствующий вопрос передать на рассмотрение Суда ЕС для принятия решения.

Национальный суд высшей последней инстанции обязан передать такой вопрос на рассмотрение Суда ЕС. Решение Суда ЕС в преюдициальном порядке учитывается при принятии решения национальным судом.

Следует отметить, что в отношении положений о сфере свободы, безопасности и правосудия Суд ЕС применяет свою юрисдикцию ограниченно. В области общей внешней политики и политики безопасности суд ЕС в принципе не имеет юрисдикции.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)