Этапы становления богатырей Айыы в олонхо

Задолго до появления термина «этнопедагогика» народ саха в своем устном творчестве раскрывает собственные воззрения о воспитании самодостаточного и «творящего жизнь» человека. Основатель этнопедагогики народа саха В.Ф. Афанасьев отмечает, что олоҥхо – коллективное творчество народа. В нем воплощены важные педагогические идеи якутского народа.

Олоҥхо – эпос древнего происхождения и является содержательным источником этногенеза и культурогенеза народа саха.

В мировом шедевре – олоҥхо народ воспевает «творящего жизнь человека» как человека Айыы, и показывает весь сложный путь его становления и развития как созидающей личности. В словаре Э.К. Пекарского «айыы» трактуется как «творение, созидание, творчество, творческое начало».

В становлении культурного архетипа коллективного бессознательного (К. Юнг) прослеживается самобытная система воспитания созидающего человека, своеобразие собственной ментальности в соответствии с географическими, климатическими особенностями и историческими факторами.

В изученных и проанализированных нами олонхо: «Богатырь Тойон Джагарыма на рыжем коне», «Джырыбына Джырылетта кыыс богатырка», «Ёлэн Хардааччы», «Кыыс Дэбэлийэ», «Кюн Эрэли», «Могучий Эр Соготох», «Непобедимый Мюльджю Беге», «Строптивый Кулун Куллустуур», «Сын лошади Дьыырай Бэргэн», «Эрчимэн Бэргэн» можно выделить семьосновных этапов духовного развития созидающей личности, на которых реализуются «сюё» – концентры (узловые идеи). Основополагающие идеи и этапы становления созидающего человека Айыы весьма отчетливо отражены и в олонхо «Нюргун Боотур Стремительный», записанном П.А. Слепцовым-Ойунским и переведенном на русский язык выдающимся поэтом-переводчиком В.В. Державиным:

Интересно
Выделенные семь этапов отражают конструктивную модель становления и развития человека Айыы в этнопедагогике саха.

Первый этап. Рождение героя, рост и развитие в отчем доме. Нюргун Боотур, как все богатыри, воспитывается мудростью и благословением верхних божеств. Появляется Нюргун Боотур на свет, «звонко, отрывисто хохоча, пронзительно крича»: «Объедалы, готовые мир сожрать, вот пришел я вам на беду!.. Видно с жиру взбесились вы! Ох и задам я вам!». Его дерзость – свидетельство его свободолюбия, стремления творить самому свою судьбу, созидать жизнь. В олонхо описывается исполинская сила богатыря: «…с первых младенческих лет он привык вверх ногами ходить, в недетские игры играть, он как воин воспитан был». Описание этапа рождения богатыря дается «не однобоко, а полно и кругло», при оспевании места рождения и развития его, внешнего вида, нравов дается информация об особенностях личности и фактически зашифрован код его дальнейшего развития и обозначена модель жизни.

Счастлива судьба рождения у богатыря Кюн Дьирибинэ и его сестры прекрасной Туйаарымы Куо. Они родились у ставших корнем человеческого племени Сабыйа Баай Хотун и Саха Саарын Тойона. «Словно яйца в гнезде золотом, покоились они в доме своем, укутанные в куньи меха, укрытые в рысьи меха, завернутые в собольи меха. Стрелы и лук – дело любимца семьи, стрельба и скачки – забава и закалка его физических и духовных сил. Так на радость матери и отцу вырастает первенец молодцом и становится могучим богатырем».

Главные сюё-идеи данного этапа: осознание ребенком собственной защищенности и связности с отчим домом, семьёй, родными местами и близкими. Связность жизни, по определению Н.Е. Щурковой, – «явление, феномен философический, но он должен быть в педагогическом обиходе учителя». Она поясняет, что «связность жизни – это некая ось, на которую системно нанизываются события жизни, образуя образ её». Именно в этот период жизни ребенок аккумулирует в себе энергию отчего дома и накапливает любовь к миру. В мировоззрении народа саха этап детства является самым важным и решающим в жизни человека, ибо в младенческом возрасте фактически составляется «сценарий будущей жизни человека», закладываются основы его достоинства. Потому народ в своих воззрениях подчеркивает, что воспитание детей должно сопровождаться игрой, творчеством, духовной мудростью Айыы, теплом родительской любви, родительского очага. Если ребенок с момента рождения не ощутит тепло души, защищенность, – «чтобы ни пыль, ни грязь не пристали, чтобы от зноя не захирели». у своих родителей: матери, отца, близких, родного дома, родных мест, если в нем не будут заложены основы духовной и физической закалки, природо-сберегающей культуры, то в его духовной жизни «не развяжется» узел-«сюё» и он остается «закрытым» миру, не познает радость и счастье детства.

Второй этап. Расставание богатыря с родным домом. В эпосе богатыри рано или поздно покидают родные места, чтобы защищать племя Айыы и утверждать себя в жизни. К этому времени «распирает сила богатырей», «сухожилия в теле звенят». Они сердцем и душой готовы «дать отпор налетающим сверху врагам, набегающим снизу врагам, истребляющим род ураанхай саха». Идеи данного этапа эпоса можно отождествлять с утверждением гениального педагога А.С. Макаренко о том, что красота человека заключается в его отношении к перспективе. Суть «сюё» – узлов данного этапа заключается в выделении ребенком себя как самостоятельной личности, осознании себя частью родителей, родного края, родного народа и тем самым в стремлении репрезентировать себя другим, продолжить себя в других.

Третий этап. Выбор и принятие пути. Данный этап для богатыря является определяющим в его жизни и судьбе. Его ждет нелегкий выбор пути в соответствии с целью, ради которой он покинул родные места. Любая дорога имеет начало направления и олицетворяет вступление из прошлого в будущее. При выборе дороги богатырь всегда встречает препятствия, но, несмотря на это, он преодолевает их и правильно определяет свой путь. В описании принятия цели пути народ вычленяет следующие «сюё»-узлы: доверие самому себе, оценка своих реальных возможностей; подготовка себя к ритму выбранного пути, духовно-нравственная закалка, принятие самого себя и ответственности за свою судьбу и судьбу родителей.

Четвертый этап. Борьба и победа богатыря над противником. П.А. Ойунский отмечал, что пределом богатырских подвигов является троекратная борьба в Нижнем мире, троекратная борьба в трех мирах. И «это еще не служит пределом богатырских подвигов, последним пределом является путешествие в страну зияющей Преисподней. Чтобы дойти до нее, надо пройти страну «облизывающейся от жадности чары».

Описание борьбы богатырей отражает не только особую образность мышления народа. Даже в маленьком отрывке из эпоса, где описывается борьба Нюргуна Боотура с Тимир Дьигистэй, можно найти множество эпитетов, отражающих эмоционально-психологическое состояние героев, динамику их действий в пространстве и времени, физическую мощь и телесные страдания: «Тридцать дней и «Тридцать дней и ночей подряд не смолкали грохот и гул… Тридцать дней и ночей подряд колотушками в девяносто пудов колотили друг друга они… землю мерзлую, твердую, как гранит, в месиво измяли они… Расплескался Нижний мир, заколебался толщей своей Средний солнечный мир, небесный девятиярусный свод зыбью пошел, как в большом деревянном ковше». Кульминация олонхо = поединок богатыря айыы с богатырем абаасы. В эпосе народ показывает, с одной стороны, что судьба всегда испытывает человека на прочность и мужество, что человек закаляется в критических ситуациях, что свое счастье он кует сам, с другой – консолидирующую силу и мудрость народа при решении судьбоносных вопросов всем миром. Побеждая, причем не столько противника, сколько самого себя в психологическом плане, человек айыы становится духовно еще сильнее и мудрее.

Пятый этап. Возвращение богатыря на родину. На данном этапе раскрываются закономерности борьбы противоположностей во времени и пространстве. Победа над своим противником еще не означает завершенности противодеяний. Об этом свидетельствуют «смертоносные схватки» богатырей Айыы с богатырями Нижнего мира, в которых они проявляют мужество, решительность и несгибаемую волю за торжество жизни в Среднем мире. Основная суть «сюё»-узлов на данном этапе духовной жизни человека Айыы заключается в следующем: надо развивать упорство и настойчивость, бороться до конца за избранный в жизни путь, быть верным ему всегда и через добрые поступки утверждать своё право на самостоятельность; знать, что достигнутый результат – это лишь свидетельство правильного направления в пути и основа для новых достижений.

Шестой этап. Сватовство и утверждение богатыря в жизни. Любой народ сватовству придает важное значение. Анализ олонхо показывает, что сватовство богатыря подчинено основной идее его созидающей жизни. Потому при сватовстве богатыри Айыы подвергаются очередным испытаниям. Суть этого этапа состоит в том, что любовь – это не только сладкие грезы, но и страдания, борьба.

Главное условие «сюё»-узла на данном этапе духовности – доказать своим возмужаниеми делом готовность к устройству с избранницей счастливой жизни на земле.

Седьмой этап. Свадебный ысыах (Уруу ысыах). Свадебный ысыах – финальная формула олонхо. В олонхо Уруу ысыах обозначается «… как праздник побед и подвигов жениха и начала брачной жизни новой семьи». В устном творчестве любого народа свадьба символизирует завершенность какого-либо процесса. В якутском эпосе свадебный ысыах олицетворяет наступление нового времени, где судьбы героев проецируются в «бесконечное настоящее» (Ю.Н. Дьяконова). В финальной формуле олонхо нашли отражение не только этические, эстетические категории духовной культуры народа, выраженные в благословениях-пожеланиях, но и извечная мечта о счастливой благодатной жизни. Уруу-свадьба – символ завершенности, целостности духовно-нравственного процесса и начала другого уровня духовной закалки. Суть «сюё» на данном этапе – воспитание оптимизма и целеустремленности созидающей личности,«выход» на новые уровни духовно-нравственного развития. Выделенные нами семь этапов, на которых «развязываются» «сюё»-узлы, отражают инвариантную основу становления созидающей личности.

Безусловно, сама этническая культура не является объектом дидактического интереса или носителем субъективной для ребенка новизны. Только, превращаясь в содержание детской деятельности, культура «приобретает объективно новую функцию материала, на котором ребенок производит «опробование» целостной системы общечеловеческих способностей и ориентацию в сфере человеческих отношений», т.е. ребенок творит культуру в виде новых универсальных способностей как ориентация на позицию другого человека, нахождение общих способов действий с предметами, построение чувственной картины мира, ценностное от-ношение к себе и другим.

Очевидно, что данная эпическая закономерность, выделенная пытливым умом народа на осознанном и неосознанном уровнях, сориентирует ребенка прогнозировать и представлять своё будущее, ибо жизненный путь богатырей от рождения до их утверждения перекликается с основными этапами становления личности каждого человека. Ребенок, идентифицируя себя с героями эпоса и «проживая» с ними все этапы жизни, ненавязчиво приобщается к жизненным мудростям и узнает, что судьба каждого зависит только от самого себя, что ключ жизненных побед не столько в противнике, а в самом себе. Следовательно, педагогическое обеспечение осмысленного отношения к жизни богатырей и красавиц – куо в олонхо поможет ребенку мысленно «пройти» и спрогнозировать свой жизненный путь; формировать позитивные взгляды на развитие человека, ориентировать на альтернативные взаимоотношения с другими людьми, что в целом обеспечить открытость ребенка миру.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)