Этнокультурное воспитание дошкольников

В «Концепции национальной образовательной политики Российской Федерации» (Приказ МОиН РФ от 3 августа 2006 г. № 201) подчеркивается, что приоритеты государственной образовательной политики в Российской Федерации диктуются полиэтничным характером российского общества – не только его многоязычием и поликультурностью, полицивилизационностью и поликонфессиональностью, но и исторической духовной общностью народов и культур России.

В Концепции указывается многомерно-сложный характер этнического состава российского общества, который ставит перед системой образования два рода проблем.

Во-первых, это необходимость организации в структуре всеобщей единой и целостной системы образования учреждений, реализующих общеобразовательные программы с этнокультурным региональным (национально-региональным) компонентом, с обучением в том или ином объеме на родном (нерусском) и русском (неродном) языках, с содержанием гуманитарного образования, выстроенном на иной, нерусской культуре. Эти учреждения, обеспечивающие равноценную подготовку молодежи, удовлетворение ее этнокультурных образовательных потребностей, по своим главным целям, по внутреннему содержанию, структуре и организации должны представлять собой интегральную часть образовательной системы, равнозначный элемент единого российского образовательного пространства. Другая диктуемая полиэтничностью российского социума проблема задается необходимостью включения в число главных приоритетов образования (наряду с собственно образовательными целями) также и цели духовной консолидации многонационального народа России в единую политическую нацию. Это задача обеспечения внутренней устойчивости этнически разнохарактерного общества, его сплочения в согражданство, объединяемое и цементируемое общими ценностями гражданского общества.

Интересно
Образовательное учреждение, реализующее общеобразовательные программы с этнокультурным региональным (национально-региональным) компонентом, с обучением на родном (нерусском) и русском (неродном) языках, будучи транслятором языков и культур, объективно должно выступать консолидирующим, более того, системообразующим фактором как для собственного этноса, так и для всего полиэтнического сообщества в целом.

Это функциональное единство и обусловливает необходимость сопряжения этнонациональных аспектов образовательной политики с целями и принципами государственной национальной политики Российской Федерации в целом.

Этнопедагогизация образования находит отражение в Законе Российской Федерации об образовании. Она вводится в ранг государственной политики и предполагает защиту системой образования национальных и региональных культурных традиций в условиях многонационального государства, а также содействие взаимопонимании и сотрудничеству между людьми, с различными расовыми, этническими, религиозными и социальными группами.

Безусловно, понять народы можно, имея только объективное мнение, т.е. основательно изучив духовно-нравственные устои народов, их этнические системы воспитания. В этом контексте можно устанавливать следующие противоречия в обществе и образовательном пространстве:

    • Между выходом России на новое качество образования, признанием ценностной природы культуры, её потенциала в воспитании созидающей личности и недостаточной обоснованностью методологических подходов, комплекса мер в образовании по проблеме развития этнокультурно-ценностной сферы личности детей.
    • Между потребностью общества в этнокультурно-ценностном образовании современного ребенка и фактами духовно-ценностной незащищенности, удивительного цинизма со стороны масс-медиа к развитию личности детей (особенно младших возрастов).
    • Между потребностью общества в освоении этнокультурного наследия народов России и недостаточностью его практического использования в целях духовно-ценностного развития личности.
    • Между особой ролью личностного опыта субъекта образования и недостаточной актуализацией субъективной составляющей «духовного-Я» ребенка-дошкольника, насыщением его эмоционально-ценностной сферы, а также неготовностью педагогов к осмысленному проектированию условий восхождения личности в данной сфере.

Решение данных проблем имеет судьбоносное значение не только для становления и развития конкретной личности, но и для переосмысления ценностных ориентиров образовательных теорий, в том числе, теорий дошкольного образования. И здесь непреходящее значение приобретает овладение народным наследием, естественным образом приобщающего ребенка к ценностям народов России.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)