Этнокультурные традиции и развитие личности

Традиции народов России, в том числе народов Севера, во все времена признавались хранителем самодостаточных духовно-нравственных, этнонациональных ценностей. По мнению Р.Ф. Итса, традиция – это явление материальной и духовной культуры, социальной или семейной жизни, сознательно передающееся от поколения к поколению с целью поддержания жизни этноса, а обычай – это установленное правило поведения в данной этнической общности.

С.А. Токарев разъясняет, что обряд – разновидность обычая, цель и смысл которой – выражение (по большей части символическое) какой-либо идеи, действия, либо замена непосредственного воздействия на предмет воображаемым (символическим) воздействием.

В научных исследованиях подчеркивается, что традиции являются носителями ментальных ориентиров народов и являются регуляторами их духовно-нравственной, социальной жизни. А обычай поясняется как определенный устойчивый образец, общепринятая и практически выполняемая норма социального поведения конкретной этнической общности.

Проблема взаимосвязи и взаимообусловленности закономерностей функционирования этнокультуры и образования требует объяснения категорий, как «культура», «этнос», «традиция», «этнокультура».

Интересно
Начало изучения этнокультуры положила американская историческая школа, создателем которой был Френц Боас.

В толковом словаре В. Даля термин «культура» обозначается как обработка и уход, возделывание, безделка; образование умственное и нравственное. А.Б. Панькин считает, что категория «культура» (лат. сultura – возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание) – сложное и многозначное методологическое понятие». Профессор поясняет этнокультуру как активную память человечества, введенная в современность»

В философии, культурологии, педагогике устанавливается, что под культурой понимают человеческую деятельность в её самых разных проявлениях, включая все формы и способы человеческого самовыражения и самопознания, накопление человеком и социумом в целом навыков и умений. Культура также рассматривается как проявление человеческой субъективности и объективности, как совокупность устойчивых форм человеческой деятельности, без которых она не может воспроизводиться, а значит – существовать.

Культура – это набор кодов, которые предписывают человеку определенное поведение с присущими ему переживаниями и мыслями, оказывая на него, тем самым, управленческое воздействие. М.М. Бахтин в определении культуры отдает предпочтение духовной составляющей, и поясняет, что культура – это самодетерминация личности.

Г.П. Выжлецов считает, что «аксиологическое учение о культуре, в отличие от множества иных теоретических подходов к ней, позволяет увидеть культуру изнутри, а в свете ценностей культуры, – и всю нашу личностную, и общественно-историческую жизнь».

Безусловно, культура – это процесс созидания человечеством материальных и духовных благ. В рассмотрении сути этнической культуры значимо пояснение понятия «этнос». По Ю.В. Бромлею, Л.Н. Гумилёву, Ю.В. Ивановой и др. «этнос» рассматривается как исторически сложившаяся на определённой территории социально-природная общность, которой присущи единство языка, культуры (материальной и духовной); определённый склад психики (ментальность) и самосознания.

При изучении взаимообусловленности этнических традиций и развития личности мы концентрируем особое внимание на тесную связь и влияние условий проживания этноса (географические, климатические условия) с его воспитательными традициями и идеями в области выживаемости и безопасности человека. Такой подход позволяет осмыслить стержневую основу духовной устойчивости и безопасности человека в различного рода катаклизмах, понимать суть противодействия этим катаклизмам.

В условиях этнической культуры складывается определённый тип личности, т.е. «нормативный канон человека» (И.С. Кон. Процесс вхождения в культуру носит двоякий характер: культура создаётся личностью, но, в, тоже время, личность формируется культурой). Модели поведения, существующие в определённой культуре, являются основным фактором, детерминирующим личность. В процессе инкультурации индивид осваивает присущие культуре миропонимание и поведение, в результате чего формируется его когнитивное, эмоциональное и поведенческое сходство с членами данной культуры (М. Херсковиц).

Выделяя основные факторы развития личности, опираясь на высказывания педагогов, исследователей культуры детства М. Мида, Ю.А. Бромлея, Г.Н. Волкова, Г.Д. Дмитриева, И.С. Кона, А.Г. Асмолова, Л.С. Выготского, О.Л. Князевой, Н.А. Платохиной, Р.М. Чумичевой и др. можно подчеркнуть, что никто не рождается с врожденными духовно-нравственными качествами.

Основные функции личности – творческое освоение общественного опыта и включение себя в систему общественных отношений. Невозможно представить личность с самого рождения как только ведомого объекта, личность – субъект и продукт всевозможных отношений, всей собственной жизни, своего собственного развития и саморазвития.

Согласно концепции культурно-исторического развития личности Л.С. Выготского теории «культурного детерминизма» Ф. Боаса, становление и развитие личности в первую очередь обусловлено этнокультурными и социокультурными условиями, в которых она формируется. Б.Г. Ананьев утверждает, что «личность, как мы хорошо знаем, не только продукт истории, но и участник ее живого движения, объект и субъект современности.

Все это дает нам право считать, что человек – субъект прежде всего основных социальных деятельностей – труда, общения, познания, посредством которых осуществляется как интериоризация внешних действий, так и экстериоризация внутренней жизни личности. Баланс интериоризации – экстериоризации определяет структуру человека как субъекта определенных деятельностей».

Традиции народов России, в том числе народов Севера, во все времена признавались хранителем самодостаточных духовно-нравственных, этнонациональных ценностей. Система этнокультурных ценностей, ее структура связана с исторической судьбой народа и формируется в процессе коллективной жизнедеятельности этноса.

Понятие «ценности» и «ценностные ориентации» имеют сложную природу, определяющуюся единством объективных и субъективных факторов. Предпосылкой формирования ценностных ориентаций субъекта в безопасности является система социальных ценностей. Ценностное сознание индивида определяется и развивается в процессе социализации, когда им усваиваются ценности в обществе.

В тоже время в процессе усвоения тех или иных объективно существующих ценностей, в сознании индивида формируются определенные оценки как внешней социальной действительности, так и самого себя, как субъекта. Должные, более значимые для индивида ценности приобретают характер потребности, обуславливающей его ориентации, которые выступают в момент жизненного решения фактором, побуждающим человека к действию, определяющим мотивацию его поступка.

Ценностные ориентации – существенные, важные для индивида (социальной группы) ценностные установки, сформированные под влиянием его ценностного сознания, оценок, суждений, убеждений, потребностей, переживаний, ценностей, а также, и в первую очередь, под влиянием объективно-существующей в обществе системы общепринятых («для всех») ценностей. 

В исследовании современного философа Н.Л. Худяковой становление и развитие ценностного мира как личностной структуры происходит в процессе социокультурного развития человека. По мнению исследователя, в качестве наиболее значимой для возникновения ценностного мира человека выступает такое сущностное качество человека, как его открытость миру – его потенциальная способность к установлению связей (отношений) с любыми предметами мира, существующего независимо от него.

Педагогические ценности составляют основу ценностей культуросообразного образования. Е.В. Бондаревская в научных трудах указывает на то, что ценности образования – это идеалы, обращенные в нравственные ориентиры воспитания и обучения: истина, добро, личность, польза, свобода, любовь, творчество, выбор и т.д. Ценности как предпочтения (или отвержения) идеалов, диктуются чувствами и принимаются сознанием. По определению академика, соединение чувств и смысла в ценностях определяет способы поведения человека.

Духовно-нравственные ценности этнокультурных традиций занимают одно из важных мест в системе ценностей. Содержательный анализ понятий: «дух», «духовность» на основе обобщения теоретического наследия, представлен в трудах М.М. Бахтина, Н.А. Бердяева, И.А. Ильина, Н.В. Марьясовой, И.Б. Сесюнин и др. В работе отмечается, что духовность не может быть сведена только к идеям, идеалу или сознанию, мышлению, разуму, менталитету. Будучи субъективно-индивидуальной по своему происхождению, духовность субъекта постоянно находится под влиянием множества объективных факторов. От характера влияния объективных факторов на субъекта, зависит уровень и «качество» его духовности.

По Н.В. Марьясовой: «духовность – это система отношений человека к миру и себя в мире, т. е. как определенную программу поведения, являющуюся составной частью целостной самоактуализирующейся личности, проявляющуюся в виде определенного миро-отношения и определяющую приоритет высших духовных ценностей над витальными».

В Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников (Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А.) подчеркивается, что «духовно-нравственное развитие представляет собой процесс последовательного расширения и укрепления ценностно-смысловой сферы личности, формирования способности человека сознательно выстраивать отношение к себе, другим людям, обществу, государству, миру в целом на основе общепринятых моральных норм и нравственных идеалов».

Моральное сознание, включающее в себя социальный (объективный) и личностный (субъективный) аспекты, выглядит как система оценок, отражающая действительность сквозь призму одобрений и осуждений, выражается в осмыслении нравственных норм, ценностей, оценке явлений окружающей действительности, нравственном сопереживании.

Включает в себя процессы мышления, взгляды, идеи, представления, идеалы, принципы, качества, нормы, убеждения, нравственные чувства. Нравственное поведение – совокупность форм повседневного поведения человека, в которых находят внешнее выражение нравственные ценности, ориентации индивида, обусловленные работой его морального сознания. Сознание определяет содержание поступков, а поведение раскрывает его.

Центральными компонентами поведения являются: поступок (включающий само действие или бездействие, цель, средства ее достижения, условия совершения, результаты действия, оценка, самооценка). Во взаимодействии моральное сознание и поведение определяют содержание духовно-нравственных ценностей личности (социальной группы), уровень ее духовно-нравственной культуры.

Воспитательная функция этнокультурных и духовных ценностей в условиях духовного кризиса, его деструктивных явлений, – универсальна и направлена на формирование способности отдавать себе отчет о критериях поступков, соотносить результаты своих действий с интересами общества.

Этнокультурное образование – обратная сторона монокультурного. Оптимальная образовательная стратегия возможна лишь при условии соединения принципов этнокультурности и поликультурности, их взаимной коррекции, равновесия. Этой стратегией является диалог.

Диалог – это не простое наложение двух противоположных идеалов – единства и отдельности, монокультурализма и мультикультурализма, но поиск «срединной культуры». В Якутии он сложился исторически и было закреплено в последние десятилетия, благодаря направленной государственной политике.

Здесь сложилась толерантная культура взаимодействия русских, саха и других народов. Л.И. Аманбаева утверждает, что и русская культура и русская духовность всегда служили объединяющим началом, стержневым элементом развития национальных культур других народов, исторически с ней связанных. Профессор подчеркивает, что

«для русских всегда было чуждо превосходство над другими народами, более того – они всегда ощущали его братскую помощь и поддержку, даже порой ценой собственных интересов (жертвенность – одна из ярких христианских черт».

Формирование этнокультурной и общероссийской идентичности, поиск оптимальных путей их сочетаемости определяет суть педагогического процесса духовного становления личности в условиях духовно-нравственного кризиса общества. В этой связи следует подчеркнуть, что человек в современном обществе не только должен адаптироваться в нем, но и воздействовать на его качественное развитие.

В народной педагогике сам человек является причиной и автором своего собственного духовного поведения. Потому в своем гении народ воспевает преодоление героями неимоверных трудностей. В народных традициях саха считается, что обычный человек в день встречает и преодолевает «туорт уон моьоллору», т.е. сорок препятствий и опасностей и спасается от них своей духовной чистотой.

Помимо этого, традиции народа выполняет еще ряд взаимообусловленных функций – коммуникативную функцию, функцию социальной связи, информационную функцию и интеграционную функцию. Все эти функции, являющиеся «родовыми», централизуются в культурообразующей функции традиции. Достижение творческой переработки ментальных ценностей в созидательные ценности является наиважнейшей задачей образования.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)