Суть классических зарубежных педагогических систем

Высочайший демократизм и гуманизм образовательной системы во все века объясняется народностью. В этом контексте исторически выработанное богатейшее наследие зарубежных педагогов и их этнопедагогические традиции, безусловно, имеют определяющее, обосновывающее значение в научной педагогике.

Неоценимы в этом отношении опыт и идеи великих педагогов Я.А. Коменского, М. Монтессори, И.Г. Песталоцци, Ф.В. Фребеля и др. Великие педагоги искали в этнокультурных традициях пути совершенствования воспитания и обучения подрастающего поколения.

Удивительно современны в этнопедагогике взгляды Я.А. Коменского. Актуальность его педагогических идей объясняется именно высочайшим демократизмом и гуманизмом. Последовательное и развернутое обоснование им принципа природосообразности послужило толчком для новых научных изысканий в педагогике. Я.А. Коменский считал человека частью природы, «микрокосмом», видел в каждом «совершеннейшее, прекраснейшее» творение природы и провозглашал равенство людей от природы. Исходя из природы человека, Я.А. Коменский составлял возрастную периодизацию от рождения до 24 лет и разработал соответствующее содержание обучения. Для детей до 6 лет он предлагал материнскую школу, для детей от 6 до 12 лет – школу родного языка, до 18 лет – гимназию, до 24 лет – академию. Я.А. Коменский видел в каждой из них «школу, исполненной красоты, любви и внимания к детям».

В единстве и в соответствии с природой Я.А. Коменский рассматривает четыре стадии обучения:

  1. Автопсия или автофтезия (наблюдение или активное самостоятельное изучение предметов).
  2. Автопраксия (практическое действие).
  3. Автохрессия (перенос знаний, умений, навыков в новые условия).
  4. Автолексия (самостоятельное изложение результатов своей деятельности).

Приобщение ребенка к родному языку, устному творчеству народа, обычаям и прошлому, всеобщей мудрости, подлинному знанию составляет содержание пансофической школы Я.А. Коменского. Учить детей знать, действовать и говорить – основная мысль его трудов, которая является логическим продолжением народной мудрости. Анализ научных исследований великого педагога позволяет утверждать, что учитель учителей не только творчески осмыслил философские течения своего времени, но и разработал народное по сути философско-педагогическое учение, основывающееся на традициях и принципах народного воспитания. Все его творчество, насчитывающее около 250 сочинений и работ – ярчайшее тому доказательство.

И.Г. Песталоцци, великий швейцарский педагог, в своих произведениях «Лингард и Гертруда», «Как Гертруда учит своих детей», «Лебединая песня», «Книга для матерей» и т.д. осмысливает традиции семейной дидактики, раскрывает нравственные основы воспитания.

В этой связи мы разделяем мнение Г.Н. Волкова, что И.Г. Песталоцци «дает педагогические выводы в форме народной педагогики как результат обобщения педагогического опыта необразованной крестьянской семьи». Особо подчеркивая природосообразность воспитания и обучения ребенка, он говорил о необходимости овладения «тем извечным и неизменным, что есть в природных задатках и способностях человека», развития силы и способности человеческой природы.

«Великое открытие» И.Г. Песталоцци, сутью которого является идея развивающего образования, берет истоки в воспитывающем обучении народа и подтверждает непреходящую значимость народной культуры воспитания и обучения детей. Основная цель его развивающего обучения как «приведение в движение, присущих природным силам человека, стремление к деятельности» прямо ориентирована на развитие природных дарований, совершенствование деятельности, в процессе которой утверждается личность ребенка. Следует отметить, что обоснованная И.Г. Песталоцци идея о гармоническом развитии «силы ума, руки и сердца» созвучна с целью воспитания совершенного человека у всех народов.

Глубоко народны по сути классические системы сенсорного воспитания немецкого педагога Фридриха Вильгельма Августа Фребеля и итальянского исследователя Марии Монтессори.

Педагогическая система дошкольного воспитания, созданная немецким педагогом Ф. Фребелем имеет глубокий жизненный смысл. Она связана с философией реальной жизни и религиозными воззрениями народа.

По его философии «кindergarten» – «детский сад» – это тот сад, в котором маленькие дети приобщаются к материальной и духовной культуре народа, развивают свои инстинкты познания, деятельности и художественного творчества. Ф. Фребель считает, что ребенок через деятельность, через активную и творческую самостоятельность познает мир, развивается. Именно в единстве действия, чувст и слова познается внутренняя связь всех вещей, открываются закономерности мира, восходящие к единому началу.

Развитие врожденной природы ребенка как у каждого народа – ведущая идея педагогической системы великого педагога. Ф. Фребель подчеркивает, что воспитание должно быть не насильственным, а предостерегающим и охраняющим. Потому в основу его педагогической системы были взяты игры – его «дары познания». Ф. Фребель утверждает, что в игре ребенок выражает свой внутренний мир, становится деятелем и активным творцом. Разработанные Ф. Фребелем «дары», игровые средства обучения выведены из самой жизни и максимально приближены к «народной школе». Их ценность заключается в предельной ясности, логической взаимосвязи. Благодаря целенаправленной деятельности на занятиях, ребенок легко познает эту логику и легко приноравливается к ней.

Одной из наиболее ярких представителей гуманистической школы в педагогике по праву называется Мария Монтессори, гениальный итальянский исследователь, общепризнанный педагог, «гражданин мира».

Золотым стержнем научного наследия М. Монтессори является педагогическая антропология. Идея творения личности самим ребенком – непреходящая ценность народного воспитания и определяющая мысль. В своей знаменитой книге «Дом ребенка. Метод научной педагогики» педагог указывает: первые активные проявления индивидуальной свободы ребенка должны быть направляемы так. Чтобы в этой активности вырабатывалась его самостоятельность»

Интересно
Основополагающую идею воспитания ребенка М. Монтессори видит в воспитании его для мира, для процветания всего человечества. М. Монтессори утверждает, что гуманизм в мире возможен только в результате развития духовных сил ребенка, раскрытия созидательных действий индивида.

Одна из отличительных черт её системы – это периодизация жизни ребенка, которая определяется его природным развитием и удовлетворением естественных потребностей познания мира. В этой периодизации М. Монтессори особо подчеркивает прохождение маленьким ребенком периодов порядка, когда он приводит в порядок свои впечатления от восприятия хаотичного окружающего мира, восприятия и понимание мира при помощи языка и рук, хождения, благодаря которому ребенок становится активным и независимым, интереса к мелким вещам, социальным аспектам жизни.

Как у каждого народа, в её системе приоритет отдается взаимодействию ребенка с окружающим миром, связи его ментального развития с природой родного края и жизненной реальностью, естественностью движения, пониманием порядка в вещах и действиях.

Признание самоценности детства, неповторимости каждого ребенка, гуманное отношение к каждой личности, обеспечение универсальной педагогической среды для саморазвития, самообучения, самовоспитания, уважение достоинства каждого, максимальное духовное раскрытие ребенка – вот гуманистическая суть педагогической системы М. Монтессори, в которой обнаруживаются родственные моменты с пансофической сутью народной педагогики.

Именно в силу своей народности, природосообразности классические педагогические системы зарубежных педагогов стали самыми долговечными и по праву считаются жемчужинами в педагогическом наследии.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)