Идеи и суть тускулов-программ

Главные идеи и суть тускулов-программ самоорганизующейся системы становления созидающего человека Айыы. В этнокультурных традициях народа саха предусмотрена целостная самоорганизующаяся система становления созидающего человека Айыы.

Система становления и развития человека Айыы в этнокультурных традициях народа саха раскрывается в девяти духовных тускулах-программах. В каждом тускуле-программе выделяются основополагающие идеи-подходы к духовному восхождению человека к идеалу совершенного и созидающего человека Айыы.

Тускул Айыыhыт. Айыыhыт – богиня плодородия, творчески способствующая размножению людей, покровительница рожениц, дарующая ребенку ийэ кут (мать-душа) и духовных скрепов семьи. Айыыhыт соединяет при рождении ребенка все три элемента души: буор-кут – землю-душу, которая берется из земли, салгын-кут – воздух-душу, которая берется из воздуха и ийэ-кут – мать-душу, и все это внедряет в женщину. Сүр – это жизненная энергия. Соединение его с душами – кут обеспечивает жизнедеятельную функцию человека, его внутреннюю энергию.

В духовно-нравственной сфере сүө-идея тускул Айыыhыт заключается в обеспечении духовной, физической защиты ребенка и осознания им собственной защищенности, связанности с родителями: семьей, очагом, родными местами. Ребенку с рождения прививается понимание, что родимые места, очаг – это его «суон дугдата, халыҥ хаххата», т.е. его крепость, защита.

Тускул Иэйэхсит. Иэйэхсит – богиня-покровительница природы, всего живого в мире, дух творчества и плодородия. Тускул Иэйэхсит предусматривает упорядоченность, т.е. всеобщую гармонию мира. Единение с природой – основа жизни и созидания, безопасной жизнедеятельности человека в суровых северных условиях. Неоценима роль тускула в формировании системы отношений человека к природе, к выработке нормативных требований и стереотипов человеческого мышления, поведения.

Экосообразность жизни народа обеспечивается одушевлением объектов природы и преклонением духам-иччи. Реальная организация жизнедеятельности людей в соответствии с ритмом природы, анимистический способ осмысления природы являются эффективными механизмами становления человека Айыы. В религиозных воззрениях саха наблюдается соблюдение баланса в дуальности, а не абсолютное уничтожение «белым черного». Сосуществование их считается основой глубинной упорядоченности и развития.

Тускул-программа Дьөhөгөй Тойон Айыы. Дьөhөгөй Тойон Айыы – самое почитаемое божество саха, потому и является олицетворением трудолюбия, физической закалки и выносливости. Считается, что племя ураанхай произошло от Дьөhөгөй Тойон Айыы и должно унаследовать все качества, почитаемые данным божеством. В реальной жизни дьөhөгөй – конь, лошадь – верный помощник, труженик и друг человека.

Самые лучшие физические качества человека во все времена у народа саха сравниваются с качествами, присущими лошади: упорство, выносливость, закаленность, гибкость, сила, ум, верность и т.д. Потому человек в реальной жизни вырабатывал различные движения, темп, дыхательные упражнения «наподобие лошади». Развитие физических качеств ребенка обусловлены существующими в народе характеристиками Дьөhөгөй Тойон Айыы: Күүс Дьөhөгөй (сильный), Дьулуур Дьөhөгөй (целеустремленный), Сатабыл Дьөhөгөй (умелый), Күн Дьөhөгөй (солнечный) и др.

Интересно
В тускуле Дьөhөгөй Тойон Айыы заложена идея народа о труде, «творящем жизнь», составляющем основу его жизнедеятельности. Труд считается самым эффективным источником физического, интеллектуального развития человека, а также его очеловечивания и единения с миром природы.

Тускул Хотой Айыы. Хотой Айыы олицетворяет организующее начало, могущество, власть, непобедимость, солидарность и консолидацию. Такие качества должны быть выработаны у человека Айыы, чтоб достичь совершенства в своем духовном развитии. В религиозных воззрениях подчеркивается, что жизнь полна множеством бинарных оппозиций: доброе-злое, положительное-отрицательное, рождение-смерть. Наличие множества противоречий, с одной стороны, показывает, что жизнь находится в постоянном движении и развитии, с другой – что даже установившаяся гармония не вечна, разрушима, если ее не оберегать и не прикладывать усилий для защиты.

Для этого народ усматривает разные способы возобновления и достижения устойчивого развития жизни. В традиционной религиозной культуре саха абааһы аймаҕа (злые души из нижнего мира) олицетворяют неустроенность жизни, причина которой коренится в духе самого племени абааһы – потере жизнеутверждающих ориентиров в сознании. Потому колоссальную свою энергию, физическую мощь абааһы аймаҕа бросают на разрушение гармонии мира.

У них плотские устремления властвуют над духом. В религии саха именно человек Айыы является существом свободным и творящим жизнь. Все его деяния пронизаны идеей творения, созидания и единения (гармонизации). Идеи, духовно-нравственные ценности тускул Хотой Айыы обладают мощной объединяющей энергетикой и являются непременным ориентиром созидающей жизни.

Тускул Улуу Суорун Айыы. Улуу Суорун Айыы олицетворяет способность, профессионализм, творчество. Основная идея тускула гласит, что у человека, как у существа мыслящего, должно быть любимое ремесло и развита творческая увлеченность.

В тускуле утверждается, что через свой труд человек приходит к самоутверждению в жизни, и только единение физической, интеллектуальной и духовной мощи подводит человека в ранг совершенного и творящего Айыы человека. Овладение даром исцеления шаманами и удаганками, которые воздействуют на энергетическую сущность человека, погружают больного в измененное состояние сознания, считается божьим даром.

В тускуле Улуу Суорун Айыы подчеркивается, что слово имеет магическое свойство – им можно убить, можно воскресить, и, владеющий даром слова духовно недосягаем ни для кого. Словотворцем может становиться только тот человек, который смог аккумулировать духовную силу слова и полет мыслей. В религиозных воззрениях все высшие божества айыы, иччи-духи, племя Айыы в Срединном мире обладают даром словотворчества.

Тускул Сүҥ Дьааһын Айыы. Сүҥ Дьааһын Айыы – блюститель миролюбия, порядочности, честности, разума, нравов, «бессмертия духа и судьбы». Любовь и преданность своему роду, человеческому племени – высшее предназначение человека Айыы. Согласно этому тускулу люди племени Айыы не должны противоборствовать друг другу. В религиозных воззрениях саха под воздействием абааһы аймаҕа нравственная программа людей рода и 36 племени Айыы порой искажается, и они начинают деградировать. Такое состояние продолжается до очередного духовного очищения человека с «испорченной программой».

Добро, благородство, справедливость, великодушие как высшие благодетели человека проходят постоянные испытания жизнью. Данный тускул отражает кодекс нравственности человека Айыы. Приоритет духовности и развития внутренних качеств личности – суть тускула Сүҥ Дьааһын Айыы. Данный тускул определяет устои чести, совести и предназначения человека Айыы в Срединном мире, его долг перед всем, кто родил его.

Тускул Дьылҕа Тойон Айыы. Дьылҕа Тойон Айыы олицетворяет предрешенность, предопределенность судьбы человека в соответствии своему духу и деяниям. В воззрениях народа уверяется, что в человеке таится огромный духовный и творческий потенциал и мудрость познания мира. В их предусматриваются разновидности познания многомерного пространства многомерным человеком Айыы.

Согласно тускулу, если человек живет в духовной гармонии с природой, если он «духом открыт природе», то у него «сверхчуткая плоть», «провидящие глаза, могущие предвидеть грядущий день». Абааһы аймаҕа, как разрушители гармонии мира, не обладают такими возможностями. Их тело и дух «закрыты» для большого знания. В религиозных воззрениях саха разновидности познания мира представляются божествами Таҥха, Дьылҕа, Билгэ, которые олицетворяют развитие сенсорно-эйдетических, рационально-логических способностей человека. Таҥха связано с астрорегуляцией жизни и осмыслением мира.

Дьылҕа предполагает развитие генетически заложенных задатков и способностей. Считается, если у человека в гармонии с духом развиты Таҥха, Дьылҕа, Билгэ способности, то он становится духовно свободной личностью. Тускул Одун Хаан и Чыҥыс Хаан Айыы. Одун Хаан и Чыҥыс Хаан Айыы открывают закономерности мира, распоряжаются судьбами людей. Они – повелители рока и судьбы.

В тускуле говорится, что рок и судьба зависят от самого человека Айыы. Если род человеческий придерживается закономерностей Айыы, то могучие Чыҥыс Хаан и Одун Хаан «судьбы не валкие определят», и у них «неистощимым добром будет на триста веков богатство расти, четыреста веков изобилие цвести, на девять веков будет счастье и не пройдет никогда». А если нарушит племя Айыы духовную гармонию с природой, то Одун и Чыҥыс Хаан отвернутся и напустят сэт (наказание, расплату) или кырыыс (проклятие за содеянное зло).

Необходимо отметить, что данный тускул призван регулировать духовно-социальные нормы отношений в человеческом сообществе, поддерживать основополагающие условия непрерывности жизни, раскрывать смысл и духовное предназначение человека Айыы, и что судьба каждого всегда находится в собственных руках.

Тускул Yрүн Айыы Тойон Таҥара. Yрүн Айыы Тойон Таҥара – Творец мира, символ жизни и всеобщей гармонии. Тускул Yрүн Айыы Тойон Таҥара регулирует взаимосвязь, целостность всех восьми тускулов. Основная функция программы Yрүн Айыы Тойон Таҥара заключается в системообразующей связи, благодаря которой взаимодействуют все восемь тускулов и создается единое структурное целое, всеобщая гармония Айыы.

Таким образом, основополагающими идеями всех девяти тускулов Айыы в самоорганизующейся системе являются:

  • Продолжение рода, его бессмертие и непрерывность жизни;
  • Благоустройство и экологическая упорядоченность мира;
  • Трудолюбие, как основная добродетель народа;
  • Солидарность, причастность ко всему происходящему в мире;
  • Творческая вовлеченность и профессионализм;
  • Миролюбие, справедливость и чистота духа;
  • Открытость природе и развитие способностей;
  • Высшее предназначение человека – творение и созидание жизни.

Становление человека Айыы происходит лишь посредством прохождения всех программ-тускулов. Каждый тускул функционально различим и своеобразен по отражению ценностей человеческой жизни, но в комплексе они воссоздают духовно-нравственные, экологические, этические, эстетические представления народа. Сүө-идеи и содержание всех тускулов Айыы «срабатывают» при определенных условиях, приближая человека к идеалу совершенного человека. По воззрениям народа саха совершенный человек – это глубоко гармоничный и универсально духовный человек Айыы.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)