Гуманистическая сущность народной педагогики

Одним из первых определил народную педагогику как самостоятельную научную область крупный педагог современности Г.Н. Волков. Он сформулировал этнопедагогику как науку об эмпирическом опыте этнических групп в воспитании и образовании детей, морально-этических и эстетических воззрениях на исконные ценности семьи, рода, племени, народа, нации. Академик поясняет, что

«этнопедагогика изучает процесс социального взаимодействия и общественного воздействия, в ходе которого воспитывается, развивается личность, усваивающая социальные нормы, ценности, опыт»
.

Основоположник отечественной этнопедагогики утверждает, что «общечеловеческое» в народной педагогике проявляет себя во многом, в том числе, даже в «особой тональности».

Этнопедагогика в науке поясняется как научная область, предметом исследования которой является народная педагогика как традиционная практика воспитания и обучения, исторически сложившаяся у различных этносов.

Этнопедагогика как научная область ориентирована на исследование целей, задач, подходов, принципов, функций народного опыта обучения и воспитания; изучает факторы, содержание, формы, средства, методы, условия традиционной культуры воспитания у разных народов мира.

В научных трудах Г.Н. Волкова наблюдается комплексное изучение многообразия проблем народной педагогики. Академик определил этнопедагогику как науку «об эмпирическом опыте этнических групп в воспитании и образовании детей, о морально-этических и эстетических воззрениях на исконные ценности семьи, рода, племени, народности, нации» как науку об опыте народных масс по воспитанию подрастающего поколения, об их педагогических воззрениях, науку о педагогике быта, о педагогике семьи, рода, племени, народности и нации. Этническая педагогика исследует особенности национального характера, сложившиеся под влиянием исторических условий, сохраняющиеся благодаря национальной системе воспитания и претерпевающие эволюцию вместе с условиями жизни, вместе с педагогической культурой народа. На основе педагогических изысканий академик убедительно доказывает демократическую и гуманистическую сущность народной педагогики.

Анализ работ Г.Н. Волкова позволяет выделить следующие жизнеутверждающие функции народной педагогики:

  1. Народная педагогика – педагогика жизни.
  2. Народная педагогика – великая «пансофия народов», она – всемирная, всеобщая, духовная мудрость воспитания совершенного человека.
  3. Народная педагогика – основа, на которой возникла и развивается педагогическая наука; они органически едины и однородны.
  4. Народная педагогика, интегрируясь с научной педагогикой, «создает единое пространство – педагогическую культуру народов».
  5. Народная педагогика – педагогика масс; она – творческое наследие сотен поколений и «развивается при участии всех слоев населения, всего народа».
  6. Народная педагогика – педагогика национального спасения: «обращение к истокам и созидательно, и спасительно».
  7. Народная педагогика – могучая сила единения и гармонизации межнациональных отношений.
  8. Народная педагогика – педагогика свободы и любви.
  9. Народная педагогика – «опора для надежд на будущее».

Профессор Д.А. Данилов утверждает, что народная педагогика – это совокупность и взаимозависимость общих для всех народов представлений, взглядов, идей, а также навыков и приемов в области воспитания.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)