Гуманистическая сущность народной педагогики
Одним из первых определил народную педагогику как самостоятельную научную область крупный педагог современности Г.Н. Волков. Он сформулировал этнопедагогику как науку об эмпирическом опыте этнических групп в воспитании и образовании детей, морально-этических и эстетических воззрениях на исконные ценности семьи, рода, племени, народа, нации. Академик поясняет, что
Основоположник отечественной этнопедагогики утверждает, что «общечеловеческое» в народной педагогике проявляет себя во многом, в том числе, даже в «особой тональности».
Этнопедагогика как научная область ориентирована на исследование целей, задач, подходов, принципов, функций народного опыта обучения и воспитания; изучает факторы, содержание, формы, средства, методы, условия традиционной культуры воспитания у разных народов мира.
В научных трудах Г.Н. Волкова наблюдается комплексное изучение многообразия проблем народной педагогики. Академик определил этнопедагогику как науку «об эмпирическом опыте этнических групп в воспитании и образовании детей, о морально-этических и эстетических воззрениях на исконные ценности семьи, рода, племени, народности, нации» как науку об опыте народных масс по воспитанию подрастающего поколения, об их педагогических воззрениях, науку о педагогике быта, о педагогике семьи, рода, племени, народности и нации. Этническая педагогика исследует особенности национального характера, сложившиеся под влиянием исторических условий, сохраняющиеся благодаря национальной системе воспитания и претерпевающие эволюцию вместе с условиями жизни, вместе с педагогической культурой народа. На основе педагогических изысканий академик убедительно доказывает демократическую и гуманистическую сущность народной педагогики.
Анализ работ Г.Н. Волкова позволяет выделить следующие жизнеутверждающие функции народной педагогики:
- Народная педагогика – педагогика жизни.
- Народная педагогика – великая «пансофия народов», она – всемирная, всеобщая, духовная мудрость воспитания совершенного человека.
- Народная педагогика – основа, на которой возникла и развивается педагогическая наука; они органически едины и однородны.
- Народная педагогика, интегрируясь с научной педагогикой, «создает единое пространство – педагогическую культуру народов».
- Народная педагогика – педагогика масс; она – творческое наследие сотен поколений и «развивается при участии всех слоев населения, всего народа».
- Народная педагогика – педагогика национального спасения: «обращение к истокам и созидательно, и спасительно».
- Народная педагогика – могучая сила единения и гармонизации межнациональных отношений.
- Народная педагогика – педагогика свободы и любви.
- Народная педагогика – «опора для надежд на будущее».
Профессор Д.А. Данилов утверждает, что народная педагогика – это совокупность и взаимозависимость общих для всех народов представлений, взглядов, идей, а также навыков и приемов в области воспитания.
- А.Е. Кулаковский о правильном пути человека в жизни
- Устои народа саха и формирование духовного мира человека
- Этнокультурные традиции и развитие личности
- Культура воспитания в 17-18 веках в Якутии
- Идейные основы Тэнгрианства Танара
- Идеи и суть тускулов-программ
- Этапы становления богатырей Айыы в олонхо
- Стержневая идея отечественных педагогических систем
- Суть классических зарубежных педагогических систем
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу