Проектные технологии

Теоретико-методологические основы проектных технологий подробно освещены в работах В.П. Беспалько, В.М. Монахова, Е.С. Полат, Г.К. Селевко и др.

В основе проектной технологии лежит умение студента ориентироваться в информационном пространстве и самостоятельно конструировать свои профессионально-прикладные и практико-ориентированные знания.

При выполнении проекта деятельность студентов может быть индивидуальной, парной или групповой. Работа выполняется в течение определенного отрезка времени и направлена на решение конкретной учебно-профессиональной проблемы.

Преподаватель вуза, применяющий в своей педагогической практике проектную технологию, должен уметь:

  • создать мотивацию для качественного выполнения студентами проекта;
  • четко определять, чему должны научиться студенты в результате выполнения проекта;
  • организовать проектную работу в группах или индивидуально;
  • создать образовательную среду, максимально приближенную к будущей профессиональной деятельности;
  • использовать простые примеры для объяснения тех или иных явлений профессиональной практики, которые значимы для выполнения проекта;
  • консультировать;
  • в процессе защиты проекта обосновать критерии объективной оценки полученного результата проекта.

Фактически преподавателю вуза становятся необходимыми навыки педагога-исследователя.

Виды проектной деятельности студентов:

  • информационно-аналитические проекты (студенты осваивают различные методы получения профессионально-значимой информации и способы ее обработки: анализ международных, отечественных нормативно-правовых, финансово-экономических документов, компьютерных баз данных, научно-методических, монографических литературных источников, интервью со специалистами-практиками, анализ материалов специальных профессиональных журналов; способы презентации профессионально-значимой информации: доклад, публикация, Интернет-форумы и пр.);
  • имитационно-игровые проекты (студенты в группах разрабатывают содержание и сценарий проведения деловой игры, предполагавшей распределение ролей конкретной профессиональной ситуации и др.);
  • специализированные практико-ориентированные проекты (результат проекта – обоснование, разработка плана реализации конкретного социального проекта, например, системный анализ инвестиционной стратегии в конкретном регионе, а также обязательное получение внешней экспертной оценки проекта специалистами-практиками).

Умение организовать проектную деятельность студентов – показатель высокой квалификации преподавателя, его способности использовать развивающие технологии профессионально-ориентированного обучения.

Таким образом, проектные технологии формируют осмысленное развитие профессионально-исследовательского интеллекта, а также и целесообразное проектирование практических действий будущего специалиста в сфере выполнения профессионально-ориентированного учебно-познавательного задания.

В частности, методические грамотная реализация преподавателем проектных технологий предполагает следующие требования к целевым и мотивационным профессионально-ориентированным установка обучающихся:

  • понимание обучающимся целевого назначения проекта, сути учебно-познавательного (учебно-профессионального) задания, понимание характера взаимодействия в системах «студент – студент», «студент – специалист базы практики», «студент – преподаватели различных дисциплин»; осознание системы требований к представлению выполненной работы или ее частей;
  • умения, связанные с планированием конечного результата проекта и его представление в форме практико-ориентированных технологий (например, методов, форм работы специалиста в сфере конкретной трудовой деятельности и др.);
  • планирование системы действий по выполнению проекта, т.е. распоряжение бюджетом времени, сил, средств, составление последовательности действий с ориентировочными оценками затрат времени на этапы; выполнение обобщенного алгоритма проектирования;
  • внесение коррективов в ранее принятые решения на основе предварительного обсуждения промежуточных результатов проектной деятельности на семинарских занятиях, заседаниях научного студенческого общества;
  • конструктивное обсуждение результатов и проблем каждого этапа проектирования как с сокурсниками, так и преподавателями, специалистами-практиками;
  • формулирование конструктивных вопросов и запросов о помощи (советы, дополнительная информация, оснащение и т.д.);
  • выражение замыслов, конструктивных решений с помощью технических рисунков, схем, эскизов, чертежей, макетов;
  • составление схемы необходимых расчетов (конструктивных, технологических, экономических), представление их в вербальной форме;
  • оценивание собственного результата проектной деятельности по достижению планируемого, по объему и качеству выполненного, по трудозатратам, по новизне; оценивание проектов, выполненных другими;
  • четкое понимание критериев оценивания проектов, процедуры публичной защиты проектов;
  • адекватное определение научных и практических результатов проектирования.

Различают проекты с непосредственным руководством преподавателя и проекты со скрытой координацией. В ходе проекта с открытой координацией преподаватель-координатор участвует в проекте в своем собственном статусе, направляет работу, организует отдельные этапы проекта.

Здесь важным является отказ от авторитарного руководства, работа в содружестве со студентами, при сохранении консультирующих функций, но без навязывания своего решения.

В проекте со скрытой координацией преподаватель эпизодически оказывает консультативную помощь студентам.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)