Экономическая роль бюджетных отношений, формирующих основу финансовой базы государственного регулирования

Специфика бюджетных отношений как части финансовых отношений, складывающихся между государством и юридическими и физическими лицами, состоит в том, что они:

  • во-первых, возникают в распределительном процессе, непременным участником которого является государство, будучи при этом одновременно и прямым участником воспроизводственного процесса;
  • во-вторых, они связаны с формированием и использованием централизованных фондов денежных средств, предназначенных для удовлетворения общегосударственных потребностей, понимаемых не как потребности чиновничьего аппарата государственной власти, а как потребности граждан и хозяйствующих субъектов в государственных услугах.

Таким образом, бюджетные отношения, которые формируют бюджетную политику государства (а не наоборот), строятся прежде всего на заинтересованности граждан и хозяйствующих субъектов в получении от государства тех или иных услуг, которые они, по существу, уже оплатили как участники распределения национального дохода посредством передачи государству части доходов в виде налогов и других обязательных платежей.

Но при этом и государство, и его граждане в равной мере заинтересованы и в макроэкономической стабилизации, и в экономическом росте воспроизводственного потенциала всего общества.

В условиях перехода к рыночной экономике груз экономических и социальных проблем, ранее решаемых на уровне министерств и ведомств методами централизованного директивного планирования, лег на бюджетную систему, управляемую органами исполнительной и законодательной ветвей власти.

Если при административно-распределительной системе первостепенная регулирующая роль принадлежала плану экономического и социального развития, то в современных условиях она переходит к бюджету—единственному экономическому инструменту, утверждаемому на государственном уровне в качестве закона, обязательного к исполнению государственными и негосударственными структурами, хозяйствующими субъектами производственной и непроизводственной сфер, учреждениями и населением.

В этих условиях бюджет должен стать не только основой, формирующей финансовое хозяйство страны, способной наладить финансовое планирование и реальное финансовое прогнозирование через проведение на государственном уровне единых финансовой, бюджетной и налоговой политик, но и одним из важнейших инструментов, обеспечивающих экономический рост государства.

В связи с этим меняются функции бюджета, его экономическая структура, содержание и роль в экономической жизни страны.

При этом на первый план выходит такая его характерная особенность, как регулирующая роль бюджета в сочетании с регулирующей ролью свободных рыночных процессов. Это регулирование обеспечивает оптимальное соотношение концентрации государственных финансовых ресурсов в бюджетной системе страны с объемом и потребностью в особых общественных товарах и услугах, предоставляемых государством всем участникам рыночных отношений наряду с теми товарами и услугами, которые создаются частным сектором, занимающим основное место в экономике.

Поэтому не ограничиваются законодательно утвержденным порядком формирования доходов и осуществления расходов федерального, региональных и местных бюджетов. Они развиваются в правовом поле функционирования всей финансовой системы, включающем не только принципы построения и функционирования бюджетной системы и структурные взаимосвязи ее составляющих. Оно включает и правовое положение всех субъектов бюджетных отношений (налогоплательщиков, бюджетополучателей и всех участников бюджетного процесса), а также правовое регулирование бюджетов различных уровней и межбюджетных отношений, определяющее основы бюджетного процесса.

Экономическое содержание бюджета реализуется в процессе централизации государством части доходов, созданных в первичном хозяйственном звене, которые расходуются на общегосударственные нужды, а также на цели выравнивания тех или иных экономических процессов, обеспечивающих стабильность системы конкурентного рыночного равновесия в рамках всего государства.

Как экономическая категория бюджет представляет собой форму финансовых отношений, включающих не только формальные отношения по поводу образования и расходования фондов денежных средств, предназначенных для финансирования функций органов государственной власти и местного самоуправления, но и отношения, связанные с реализацией взаимосвязей между элементами бюджетной системы, организацией бюджетного устройства и бюджетного процесса.

Это, по существу, основа финансовой базы государственного регулирования рыночной экономики.

Она представляет собой систему взаимосвязанных методов регулирования, обеспечивающих соответствие экономических и социальных интересов общества и его граждан в процессе реализации государством своих функциональных обязанностей. Посредством этой системы осуществляется распределение и перераспределение части национального дохода на экономическое и социальное развитие Федерации в целом и ее субъектов.

В демократическом обществе бюджетные приоритеты отражают коллективную волю граждан, толкование которой возложено на »представителей народа. От того, насколько продуманы и корректно встроены в структуру общегосударственной финансовой политики экономические механизмы, реализующие именно такое понимание бюджетных отношений, во многом зависит реальный баланс общегосударственных и региональных интересов, а значит, и целостность государства, стабильность состояния общества.

Российская демократия еще слишком далека от идеальной, и сегодня в России бюджет отражает не только коллективные предпочтения, а скорее предпочтения представителей верховной власти. На практике бюджетный процесс зачастую осуществляется под давлением и воздействием со стороны групп, представляющих, как правило, не самые многочисленные слои общества и их интересы. Хотя перестройка бюджетной системы под влиянием политических и экономических преобразований уже началась, бюджет еще не может в полной мере выполнять свои экономические функции, присущие ему в современной рыночной экономике, и пока не стал инструментом обеспечения ответственности государства перед населением.

Экономическая сущность государственного бюджета реализуется через три основные его функции: бюджетного регулирования, контрольную и фискальную.

Содержание функции бюджетного регулирования характеризуется процессами распределения и перераспределения финансовых ресурсов между различными уровнями государственной власти, всеми субъектами бюджетных отношений и разными подразделениями общественного производства. Сфера действия этой функции определяется тем, что в отношения с бюджетом вступают почти все участники общественного производства.

Основным объектом бюджетного перераспределения является чистый доход; однако это не исключает возможности перераспределения через бюджет и части стоимости необходимого продукта, а иногда и национального богатства.

Таким образом, бюджетное регулирование — это организованная система управления бюджетным устройством государства.

При этом под бюджетным устройством понимается организация взаимосвязи между звеньями бюджетной системы и участниками бюджетного процесса, основанная на правовых нормах.

Бюджетное устройство включает:

  • структуру бюджетной системы;
  • принципы построения бюджетной системы, бюджетов и организации бюджетного процесса.

Следовательно, бюджетное регулирование должно обеспечивать достаточно устойчивое динамическое равновесие не только самой бюджетной системы как составной части финансовой системы государства, но и своей системы конкурентного рыночного равновесия.

Одновременно бюджетное перераспределение финансовых ресурсов — это объективно обусловленная система оказания финансовой помощи нижестоящим уровням бюджетной системы — тем, которые, в силу исторически сложившихся экономических условий, не обеспечены достаточными средствами для осуществления своих полномочий.

Кроме того, ресурсы вышестоящих бюджетов могут и должны использоваться для того, чтобы воздействовать на процесс формирования структуры расходов нижестоящих органов власти, отражающих приоритеты более высоких уровней власти.

Таким образом, содержание функции бюджетного регулирования реализуется в процессе формирования доходных источников всех уровней бюджетной системы на всех стадиях бюджетного процесса и их использования для проведения экономической политики государства, ориентированной на обеспечение макроэкономической стабильности и рост общественного воспроизводства. Аккумулированные в бюджетной системе финансовые ресурсы посредством налоговых и других обязательных платежей хозяйствующих субъектов и граждан, затем в соответствии с проводимой государством социальной и инвестиционной политикой перераспределяются как в сферы материального производства, имеющие приоритетное значение для экономики страны, так и в сферу нематериального производства, находящуюся на содержании бюджета.

Благодаря этому свойству бюджет может «сигнализировать» о том, как поступают в распоряжение государства финансовые ресурсы от разных субъектов хозяйствования, соответствует ли размер централизуемых ресурсов государства объему его потребностей, достаточно ли эффективно «работают» в экономике прямые государственные инвестиции и .т.д. При этом в бюджетном процессе «высвечиваются« слабые места, «болевые точки« в экономике страны, и правительство имеет возможность посредством корректировки направления движения централизованных финансовых ресурсов воздействовать на активизацию деятельности тех или иных производств и сфер экономики.

Учитывая вышесказанное, можно констатировать, что регулирующая функция бюджета не носит ни запретительного, ни ограничительного характера, она позволяет лишь отслеживать и корректировать степень и формы разумного косвенного воздействия государства на воспроизводственный процесс.

Современное понимание регулирующей функции бюджета заключается в том, что вместо принципа командования она призвана реализовать принцип служения государства интересам общества. Суть последнего заключается в том, что бюджет объективно, через количественные характеристики формирования и использования фонда денежных средств государства, отображает экономические процессы, протекающие в структурных звеньях экономики.

В иерархической структуре бюджетной системы федеративного государства выделяются три равноправных уровня — федеральный, региональные и местные бюджеты. Но при этом основная координирующая роль принадлежит федеральному бюджету.

Поэтому исходными макроэкономическими показателями для построения федерального бюджета являются:

  • объем валового внутреннего продукта на финансовый год и темп роста валового внутреннего продукта в финансовом году;
  • инфляция (темп роста цен) в расчете декабрь финансового года к декабрю отчетного года;
  • среднегодовой курс рубля к доллару США.

Одновременно с проектом федерального бюджета на очередной финансовый год на основе среднесрочного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации должен формироваться перспективный финансовый план, содержащий данные о прогнозных возможностях федерального бюджета по мобилизации доходов, привлечению внутренних и внешних заимствований и финансированию основных федеральных расходов. Но для обеспечения координации общеэкономического развития государства перспективное финансовое планирование осуществляется на всех уровнях государственной власти в рамках консолидированного бюджета.

Такой подход к формированию экономических ориентиров бюджетной политики должен сочетаться с комплексным прогнозированием финансовых последствий разрабатываемых реформ, программ и законов.

Все сказанное означает, что бюджет, по существу, является главным законом экономической жизни страны, в котором фиксируются не только цифры доходов и расходов, но и все параметры экономического развития.

Решение задачи экономического роста предопределяется эффективностью управления всей бюджетной системой, которое охватывает как бюджетные отношения между органами власти различных уровней, так и структурные, технические и институциональные аспекты бюджетной системы и бюджетного процесса. Эти две стороны управления бюджетом практически невозможно разделить.

Для того, чтобы повышалась эффективность государственных услуг, недостаточно только наращивать их объемы; в равной степени необходимо создание условий для эффективного размещения и использования всех имеющихся в государстве ресурсов и поддержание определенного уровня экономической активности.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)