Единое и общее экономическое пространство

По мере становления рынка в границах конкретных государств постепенно складываются отношения, которые характеризует приоритет экономических механизмов согласования интересов населения.

Достигается это согласование через обеспечение свободы движения товаров, капиталов, рабочей силы, а со второй половины XX в., — информации.

Эту свободу движения обеспечивает соответствующая система стимулов и сдержек. В их минимальный набор входят единые денежно-кредитная, финансовая (включая налоговую), таможенная и прочие системы. Этот набор обязательно включает и единые законодательные основы, которые, помимо прочего, гарантируют формальное равенство прав граждан.

Соблюдение вышеназванных условий способствует тому, что в границах конкретного государства существуют не просто рыночные отношения, но определенная, достаточно устойчивая их система, основу которой составляет добровольная интеграция интересов экономически активного населения. Именно эта достигаемая эволюционным путем интеграция формирует единое (рыночное) экономическое пространство.

И только в силу и в меру добровольности интеграции названных интересов данное пространство обладает устойчивым иммунитетом по отношению к разрушительным для него тенденциям — сепаратистским, политическим и проч.

Устойчивости единого (рыночного) экономического пространства (далее — единого экономического пространства) на определенном этапе развития начинает способствовать и государственное регулирование. Оно позволяет согласовать экономические интересы с социокультурными, этнокультурными и т.п. интересами, реализуемыми во внеэкономических «плоскостях» общественных отношений и регулирующего их права. Причем приоритет экономических мотивов поведения ставит пределы воздействию названных внеэкономических составляющих на социально-экономические процессы.

Именно поэтому эффективность государственного регулирования во многом предопределена тем, насколько последнее учитывает данные пределы.

Таким образом, имеет место некая общеисторическая последовательность (логика). Она такова:

  • развитие рынка; формирование единого экономического пространства;
  • формирование института демократии;
  • государственное регулирование.

Но возможна и вторая, базирующаяся на нерыночных мотивах поведения линия общественного развития, в рамках которой возникают и воспроизводятся отношения, формирующие общее (нерыночное) экономическое пространство. Все происходящее в его границах регулируется внерыночными (а часто и внеэкономическими) механизмами.

Особенность данной линии развития в том, что государство (центральная власть) монополизирует в своих руках не только имманентные ему политические функции, но и большую часть функций экономических.

В результате производитель, оставаясь основным субъектом хозяйствования, вместе с тем не является главным субъектом принятия хозяйственных решений. Их принимает государство в лице бюрократии. Что же до прав собственника, то они по преимуществу зависят от соотношения политических сил. При этом население, естественно, не является абсолютно пассивным. Однако его активность направляется верхами не на интеграцию собственных экономических интересов, а на реализацию целей, выдаваемых бюрократией за общенациональные.

Формированию и развитию общего (нерыночного) экономического пространства (далее — общего экономического пространства) способствуют различные факторы и интересы (политические, оборонные, наступательные, этнокультурные, даже родственные). Но в любом случае в границах данного пространства центральная власть и властные структуры всегда абсолютно обособлены и стоят над интересами экономически активного населения.

В этих условиях поведение населения стран и регионов определяют в первую очередь внеэкономические интересы. По данной причине воздействие этих интересов на социально-экономические процессы становится определяющим.

В значительной мере этому способствует и то, что государство, действующее через посредство своей бюрократии, выступает единственным субъектом собственности на информацию и это позволяет (естественно, в сочетании с другими факторами) постоянно воспроизводить условия, в рамках которых политика подчиняет себе экономику, а интерес политический или этнокультурный — интерес экономический.

Чисто внешне функционирование общего экономического пространства обеспечивают те же институты, что и институты, присущие пространству рыночному. И здесь необходимо единство денежной, кредитной и финансовой (включая налоговую) систем, таможенных ограничений, законодательства и проч. Но сходство это формально и полностью «перекрывается» качественными различиями. В чем они?

Во-первых, в том, что исключается свобода товаропроизводителей и собственников (в том числе в области получения информации). Во-вторых (вследствие отмеченного), в том, что, в отличие от единого экономического пространства, где законодательная и исполнительная власти в значительной степени подконтрольны гражданам, сохранение основ общего экономического пространства требует, чтобы интересы власти всегда были «выше» интересов населения.

Итак, логика формирования общего экономического пространства качественно отличается от логики формирования единого экономического пространства. Она не связана ни с образованием действительно национального интереса, ни с укреплением принципов демократии. На данной основе может возникнуть только нормативное общество, экономика которого управляется административно-командными методами.

Особенность такого общества в том, что нормы общественной жизнедеятельности здесь прежде всего определяются социально-политическими пристрастиями правящих ЭЛИТ, а не реальными социально-экономическими интересами — интересами экономически активного населения.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)