Денежно-кредитное регулирование и банки

В общем виде целью государственного регулирования экономики является достижение макроэкономического равновесия при оптимальных для данной страны темпах экономического роста. Если целью развития национальной экономики является обеспечение достаточного экономического роста, то такова и стратегическая цель денежно-кредитного регулирования. Эта цель достигается с помощью мероприятий в рамках денежно-кредитной политики, которые осуществляются довольно медленно, рассчитаны на годы и не являются быстрой реакцией на изменение рыночной конъюнктуры.

Поэтому представляется необходимым ранжировать цели денежно-кредитного регулирования. Промежуточной или тактической целью денежно-кредитного регулирования может быть:

  • ценовая стабильность;
  • стабильность валютного курса;
  • регулирование количества денег в обороте через регулирование денежных агрегатов или их структуры.

Одним из обсуждаемых сегодня вопросов является вопрос формирования в России на базе Банка России мегарегулятора финансового рынка, цель деятельности которого — достижение финансовой стабильности — должна быть увязана с целями денежно-кредитного регулирования.

Выбор промежуточной цели определяется степенью либерализации экономики и независимости Центрального банка, стоящими перед ним задачами, его функциями в экономике. Кроме того, промежуточные цели денежно-кредитного регулирования тесно взаимосвязаны.

Объектами денежно-кредитного регулирования являются спрос и предложение на денежном рынке. Выбор промежуточных целей денежно-кредитной политики может повлиять на состояние денежного рынка, через формирование как предложения, так и спроса на деньги.

Субъектами денежно-кредитного регулирования выступают институты кредитной системы, прежде всего центральный банк в соответствии с присущими ему функциями.

Методы денежно-кредитного регулирования это совокупность способов, инструментов воздействия субъектов денежно-кредитного регулирования на объекты для достижения поставленных целей.

В рамках денежно-кредитного регулирования применяются прямые и косвенные методы. Прямые методы носят характер административных мер в форме различных директив центрального банка, касающихся объема денежного предложения и цены на финансовом рынке. Реализация этих мер дает наиболее быстрый эффект с точки зрения контроля центрального банка за ценой или максимальным объемом депозитов и кредитов, особенно в условиях экономического кризиса. Однако со временем прямые методы воздействия в случае «неблагоприятного» с точки зрения хозяйствующих субъектов воздействия на их деятельность могут вызвать перелив, отток финансовых ресурсов в «теневую экономику» или за рубеж.

Косвенные методы регулирования денежно-кредитной сферы воздействуют на мотивацию поведения хозяйствующих субъектов при помощи рыночных механизмов. Естественно, что эффективность использования косвенных методов регулирования тесно связана со степенью развития денежного рынка. В переходных экономиках, особенно на первых этапах преобразований, используются как прямые, так и косвенные инструменты с постепенным вытеснением первых вторыми.

Помимо деления методов денежно-кредитного регулирования на прямые и косвенные различают также общие и селективные методы осуществления денежно-кредитного регулирования центральных банков.

Общие методы являются преимущественно косвенными, оказывающими влияние на денежный рынок в целом.

Селективные методы регулируют конкретные виды кредита и носят в основном директивный характер. Их назначение связано с решением частных задач, таких, например, как ограничение выдачи ссуд некоторыми банками или ограничение выдачи отдельных видов ссуд, рефинансирование на льготных условиях отдельных коммерческих банков и т.д.

Под инструментом денежно-кредитного регулирования понимают средство, способ воздействия центрального банка как органа денежно-кредитного регулирования на объекты денежно-кредитной политики.

В мировой экономической практике центральные банки используют следующие инструменты денежно-кредитного регулирования:

  • изменение норматива обязательных резервов или так называемых «резервных требований»;
  • процентная политика центрального банка, т.е. изменение механизма заимствования средств коммерческими банками у центрального банка или депонирования средств коммерческих банков в центральном банке;
  • операции на открытом рынке с государственными ценными бумагами.

Обязательные резервы представляют собой процентную долю от обязательств коммерческого банка. Эти резервы коммерческие банки обязаны хранить в центральном банке. Механизм действия этого инструмента денежно-кредитной политики заключается в следующем:

  • если центральный банк увеличивает норму обязательных резервов, то это приводит к сокращению избыточных резервов банков, которые они могут использовать для проведения ссудных операций. Соответственно, это вызывает мультипликационное уменьшение денежного предложения, поскольку при изменении норматива обязательных резервов меняется величина депозитного мультипликатора;
  • при уменьшении нормы обязательных резервов происходит мультипликационное расширение предложения денег.

Процентная политика центрального банка может быть представлена двумя направлениями: как политика регулирования займов коммерческих банков у центрального банка и как депозитная политика центрального банка. Иначе она может быть названа политикой учетной ставки или ставки рефинансирования. Ставка рефинансирования — это процент, под который центральный банк предоставляет кредиты финансово устойчивым коммерческим банкам, выступая как кредитор в последней инстанции. Учетная ставка — процент (дисконт) по которому центральный банк учитывает векселя коммерческих банков, что является разновидностью их кредитования под залог ценных бумаг.

Учетную ставку (ставку рефинансирования) устанавливает центральный банк. Уменьшение ее делает для коммерческих банков займы дешевыми. При получении кредита коммерческими банками увеличиваются резервы коммерческих банков, вызывая мультипликационное увеличение количества денег в обращении.

И наоборот, увеличение учетной ставки (ставки рефинансирования) делает займы невыгодными. Более того, некоторые коммерческие банки, имеющие заемные средства, пытаются возвратить их, так как они становятся очень дорогими. Сокращение банковских резервов приводит к мультипликационному сокращению денежного предложения.

Определение размера учетной ставки — один из наиболее важных аспектов кредитно-денежной политики, а изменение учетной ставки выступает показателем изменений в области кредитно-денежного регулирования. Вместе с тем, именно использование этого инструмента денежно-кредитной политики показывает, что результаты денежно-кредитной политики достаточно слабо предсказуемы. Например, снижение ставки рефинансирования рассматривается как мера, расширяющая денежное предложение. Однако снижение ставки рефинансирования влияет на рыночную ставку процента, которая снижается, следовательно, увеличивается спрос на наличные деньги и другие активы, спрос на которые находится в обратной зависимости от уровня процентной ставки.

Кроме того, ставка рефинансирования используется сегодня в России как инструмент и налоговой политики. Целый ряд норм налогового законодательства находится в тесной увязке с величиной ставки рефинансирования Банка России. Так, например, одним из способов обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов является пеня (п. 1. ст. 72 НК РФ). Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка РФ (п. 4 ст. 75 НК РФ).

Поэтому в 2013 г. Банк России ввел понятие «ключевой процентной ставки». Это процентная ставка по операциям предоставления и абсорбирования ликвидности на аукционной основе на срок 1 неделя (5,50% годовых на сентябрь 2013 г., когда было введено это понятие и 7% по состоянию на апрель 2014 г.). Банк России предполагает использовать ключевую ставку в качестве основного индикатора направленности денежно-кредитной политики для прямого или опосредованного воздействия на уровень процентных ставок, складывающихся в экономике страны, что должно способствовать улучшению понимания субъектами экономики принимаемых Банком России решений.

К 1 января 2016 г. Банк России планирует скорректировать ставку рефинансирования до уровня ключевой ставки, а до указанной даты ставка рефинансирования будет иметь второстепенное значение.

Наряду с пересмотром ставки рефинансирования и ключевой процентной ставки меняются проценты за пользование ломбардным кредитом, кредитом «овернайт», по операциям РЕПО и по привлеченным в депозиты в Банк России средствам банков.

Депозитные операции центрального банка позволяют коммерческим банкам получать доход от так называемых свободных или избыточных резервов, а центральному банку — влиять на размер денежного предложения. Ставки по этим операциям отражают изменение спроса на свободные ресурсы и соответствующую динамику рыночных ставок.

Операции центрального банка на открытом рынке в настоящее время являются в мировой экономической практике основным инструментом денежно-кредитной политики. Центральный банк продает или покупает по заранее установленному курсу ценные бумаги, в том числе государственные, формирующие внутренний долг страны. Этот инструмент считается наиболее гибким инструментом регулирования кредитных вложений и ликвидности коммерческих банков.

Рассмотренные инструменты денежно-кредитной политики используются центральным банком обычно в комплексе в соответствии с целью денежно-кредитной политики. Оптимальная комбинация инструментов денежно-кредитной политики зависит от стадии развития и структуры финансовых рынков, от роли центрального банка в экономике страны.

Кроме рассмотренных выше традиционных денежно-кредитных инструментов в рамках денежно-кредитной политики может проводиться и установление ориентиров роста денежной массы, осуществляться валютное регулирование.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)