Э. Дюркгейм как один из основателей социологии религии

Одним из основателей социологии религии как научной дисциплины был Э. Дюркгейм (1858-1917). Свои взгляды он изложил в следующих работах: «Метод социологии», «О разделении общественного труда», «Элементарные формы религиозной жизни. Тотемическая система Австралии».

По своим мировоззренческим взглядам он был сторонником позитивизма, но, в отличие от О. Конта, отвергал сведение социальных феноменов к биологическим законам. Социальное необходимо объяснять только через призму только социального. Общественные явления объективны, независимы от индивида и имеют по отношению к нему принудительную силу. К таким принудительным факторам Дюркгейм причислял:

Известно изречение Наполеона по поводу написания Конституции Франции: «Пишите просто и непонятно». На противоречиях Ветхого и Нового Завета строятся концепции различных христианских, в особенности протестантских, конфессий. Каждая из них черпает свои доводы в защиту своего вероучения, интерпретируя их в свою пользу. Многочисленные индийские конфессии и деноминации черпают свои догматы из древних Упанишад.

  • материальные – плотность населения (частота контактов и интенсивность общения людей), пути сообщения, формы поселения и т.д.;
  • нематериальные, духовные – «коллективные представления», определяющее усредненное, коллективное сознание общества.
К примеру, категории времени, пространства, причинности и т.д. выражают состояние группы людей в определенное историческое время. Они зависят от уровня развития общества, его сознания, мировоззренческих и религиозных представлений людей определенной эпохи и т.д.

При определении религии Дюркгейм использовал исторический подход. История позволяет разложить институт (Церковь) на его составные части, поскольку показывает их рождающимися во времени. С другой стороны, помещая институт (Церковь) в совокупность обстоятельств его возникновения, история дает нам в руки единственный возможный метод определить породившие его причины. Для того, чтобы понять то или иное социальное явление (религиозное верование, правовое предписание, экономический порядок и т.д.), необходимо начинать с нисхождения к его наиболее простой, первобытной форме.

Все системы верований и культов необходимо рассматривать исходя из определенных общих представлений и ритуальных установок. Несмотря на разнообразие их форм, в них всегда можно найти одно и тоже объективное значение или выполнение общих функций. Это – постоянные элементы, образующие в религии то, что есть в ней вечного и человеческого. Для выявления такого рода общих признаков религии Дюркгейм, согласно принятого им исторического подхода, обратился к древнейшей тотемической системы Австралии.

Благодаря этому исследованию он пришел к следующему:

  • рассматривая имеющиеся определения религии, Дюркгейм подверг критике точку зрения, согласно которой для всякой религии характерно понятие «сверхъестественного».

По его мнению, оно появляется достаточно поздно в общественном сознании. Понятие «сверхъестественного» еще неизвестно для первобытных народов, которые еще не достигли определенной степени интеллектуальной культуры.

Логика Дюркгейма здесь следующая:

  • во-первых, для того, чтобы назвать некоторые явления сверхъестественными, нужно уже обладать определенным чувством и сознанием, что существует определенный порядок вещей, т.е. явления Вселенной связаны между собой необходимыми отношениями, законами;
  • во-вторых, когда появляются эти представления, тогда все, что нарушает законы бытия, объявляются как бы вне природы и, следовательно, вне разума;
  • в-третьих, подобное понятие об универсальном детерминизме – недавнего происхождения. Даже величайшим классическим мыслителям древности не удалось его осознать в полной мере. Это завоевание позитивных наук современности (19 в.), а противоположное понимание не могло ему предшествовать;
  • поэтому, в-четвертых, первобытное понятие «религиозного» не могло совпадать с понятиями «необычного», «непредвиденного», «таинственного» или «сверхъестественного». Идея сверхъестественного не содержит в себе ничего исходного. Она не дается человеку изначально, а занимает определенное место в небольшом числе поздних, развитых религий. Поэтому идея сверхъестественного не применима для общего определения религии;

Дюркгейм подверг также критике и определение религии через понятие «божества». Примером этому служит ранний буддизм, который изначально выступал как философское течение, исключающее идею божества. Более того, он показал, что есть обряды без упоминаний богов и даже такие, от которых впоследствии происходят и сами боги (к примеру, ассирийский или египетский обряд, посвященный весеннему празднику роста трав и деревьев). Следовательно, определение религии выходит за рамки идеи богов и духов.

Дюркгейм констатировал, что религия главным образом представляет собой «социальный факт».

Элементарные религиозные явления он разделял на две категории:

  • верования – это состояния сознания, которые выражаются в определенных представлениях.

Все известные религиозные верования содержат одну и ту же общую для них черту – классификацию реальных или идеальных явлений на два класса, два противоположных рода, обозначаемых обычно терминами «профанное» и «священное».

Разделение мира на священное и профанное – отличительная черта религиозного мышления. Верования, мифы, догмы, легенды – это или представления, или системы представлений, выражающие природу священных явлений, свойства и способности, которые им приписываются, их историю, отношения и между собой, и с профанными явлениями. Священные вещи защищены и отделены запретами; непосвященный не должен, не может безнаказанно их касаться. Профаны – это те, к которым эти запреты применяются и которые должны оставаться на расстоянии от них;
  • обряды – определенные способы выражения религиозных действий.

Религиозные верования выражают природу священных вещей и их отношения между собой и профанным; обряды представляют собой правила поведения, предписывающие, как человек должен себя вести со священными вещами. Религиозные верования являются коллективными представлениями, выражающие коллективные реальности; обряды – это способы действия, возникающие в группах и призванные  возбуждать, поддерживать или восстанавливать определенные ментальные состояния этих групп.

Религиозные верования всегда являются общими для определенной группы, открыто признающей свою приверженность им и связанной с ними обрядами. Они не только допускаются всеми членами данной группы в качестве личного дела, но являются делом группы и создают единство.

Составляющие ее индивиды чувствуют себя связанными между собой уже только тем, что у них общая вера. Общество, делает вывод Дюркгейм, члены которой связаны единой верой и обрядовыми действиями, в совокупности объединяя членов общества между собой, называется Церковью.

Священное, производимое обществом, наделено особым моральным авторитетом и властью. Ему присущи два свойства: запретность, отделенность от всего прочего; и способность быть объектом для поклонения, любви и уважения. Другими словами, священное – это источник принуждения, запрета и одновременно предмет для поклонения. Религия представляет собой целостную систему верований и обрядов, относящихся к священным вещам, т.е. вещам отделенным, запретным; это система таких
верований и обрядов, которые объединяют в одну моральную общину, называемую Церковь, всех тех, кто признает эти верования и обряды.

При этом священный характер какого-то объекта не является ему самому внутренне присущим: он им (индивидуумом) наделяется. Мир религиозных вещей не образует особого аспекта эмпирически данной природы – он надстроен над ним.

Функции религии по Дюркгейму:

  • создает и укрепляет общественную солидарность;
  • подготавливает индивида к социальной жизни (дисциплинирующая функция);
  • укрепляет социальное единство (сплачивающая функция);
  • поддерживает традиции, верования, ценности (воспроизводящая, транслирующая функция);
  • возбуждает чувство удовлетворенности, социального энтузиазма (воодушевляющая, эйфорическая функция);
  • познавательная (мировоззренческая) функция.
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)