Общественно-психологические факторы религии

К общественно-психологическим факторам религии могут быть отнесены:

  • идеологический фактор.

Влияние государственной идеологии на мировоззренческие ориентиры религиозной личности (к примеру, Русской Православной церкви в царский период истории России).
Для того, чтобы успешно функционировать и существовать бесконфликтно, государство должно включать в свою идеологическую систему определенные элементы религиозного или квазирелигиозного характера, которые бы сплачивали нацию. Эти элементы придают государству социальную устойчивость; его народ осознает необходимость и оправданность совместного проживания; он ощущает себя единой нацией, предназначенной для достижения определенных целей.

Размывание четких идеологических ориентиров и установок в государстве, особенно в переходный период его истории, чревато мировоззренческой дезориентацией членов общества, что неминуемо приводит к его дестабилизации. Все это создает неустойчивый морально-психологический климат, способствует размыванию и расшатыванию устоев общества, к разочарованию и отказу от прошлых идеологем и принципов государственного жизнеустроения.

Идеологический вакуум заполняется наносными и зачастую привнесенными мировоззренческими идеями. Все это побуждает к поиску, в том числе, и в рамках политики и религии адекватных ответов на вызовы времени, мировоззренческих опор и скреп в жизни общества (пример с Перестройкой в СССР).

Идеологический фактор способствует выработке не только определенных мировоззренческих установок личности, но и устойчивого и стабильного ее позитивного психического состояния;

  • институциональный фактор.

Влияние различных институтов (религиозная община и семья, религиозные общественные и политические структуры и т.д.) на религиозные взгляды, приоритеты и предпочтения личности.
Институциональный фактор способствует выработке определенного религиозного сознания личности;

  • социокультурный фактор.

Общественно-религиозные установки, стереотипы поведения и сознания, которые с рождения навязываются личности посредством внушения и воспитания, посредством влияния общественного или группового мнения, в традициях и обычаях общества.

Внушаемые личности образы и представления слиты с сенсорно-моторными элементами психики и потому не являются продуктами специальной сознательно-интеллектуальной обработки. Религия в данном случае является для человека таким же естественным феноменом, как родной язык, окружающая его природа, быт и нравы, в котором вырос и живет верующий.

Социокультурный фактор способствует выработке определенного ментального мировосприятия религиозной личности;

  • внешнеполитический фактор.

Способствует активизации и возбуждению религиозного сознания и религиозных чувств верующего (примеры: Отечественная война 1812 г.; Первая мировая война; война России с Османской империей за освобождение православных и славян в XVIII-XIX вв. и т.д.);

  • спекулятивные факторы.
Религия как мода (в постперестроечной России принадлежность к религии есть признак хорошего тона); эстетический фактор (знак принадлежности к определенной социальной группе – огромные золотые кресты у бандитов, артистов и т.д.; наличие икон в доме и т.д.); карьерные основания религии и т.д.
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)