Аскетический религиозный тип личности

Аскетический тип религиозной жизни. Он характерен практически для всех религиозных систем, поскольку требует от человека определенной жертвы во имя высших творческих ценностей. Аскетичный образ жизни в разных религиозных системах бывает разный, но основное различие заключается в том, во имя чего человек вступает на этот путь. Тут может быть много мотивов, и далеко не все мотивы сочетаемы в полной мере с христианством. Есть даже мотивы, находящиеся в остром противоречии с его этическими основами.

К видам мотивационной деятельности здесь относятся:

  • восточная медитация.

На ней основаны современные виды оккультных учений, теософии, антропософии и т.п. Основной мотив этого вида – приобретение духовной силы. Здесь аскетизм есть известная система психофизических упражнений, направленных на получение особых свойств власти над человеком, его сознанием, психикой и природой. Как гимнаст он должен упражняться, чтобы достигнуть ловкости, как борец должен следовать определенному режиму, чтобы развить мускульную систему и т.д.

Он должен следовать определенным указаниям, упражняться, повторять одни и те же опыты, есть определенную пищу, распределять целесообразно свое время и т.д., чтобы достигнуть максимум силы, заложенной в нем от природы. Задача такого аскетизма определяется принципом накопления природных богатств, развития их, умения их применять. В общем и целом, здесь религия выступает в форме «спортивных достижений», для которых «спортсмен –аскет» жертвует определенными жизненными благами. Главный приз в этом виде спорта – собирание воедино всех человеческих составляющих во имя одной цели – достижения высшей степени индивидуального одухотворения;

  • рационализация и институализации чувств.

Здесь любовь к ближнему, самопожертвование, милосердие и т.п. есть такое же благочестивое упражнение, такая же поделка, как и всякое внешнее делание. Весь мир в понимании такого рода верующего лежит во грехе. Внешний мир – это своего рода опытное поле, некий оселок, на котором он оттачивает свою добродетель. Раздача милостыни, помощь обездоленным и социально незащищенным, благотворительная деятельность, обращение неофита в свою веру («истинную» и «богоспасаемую») и т.п. – это все набор определенных «добрых дел», необходимых верующему для спасения на страшном суде.

Это мораль «начетчика», «духовного эгоцентриста», методично отсчитывающего на весах судьбы свое будущее;

  • мирской аскетизм.

Современное постиндустриальное хозяйство Запада, которое давно уже развивается на основании научных достижений и порой кажется неуправляемой рыночной стихией, которому чуждо и враждебно христианство, исторически есть его собственное порождение. В христианстве родился новый хозяйственный человек, с новой мотивацией труда, носящей в себе черты амбивалентного соединения мироотреченности и мироприятия в этике хозяйственного аскетизма, причем именно это соединение противоположностей в напряженности своей дает наибольшую энергию аскетического, религиозно-мотивированного труда. «Аскетизм, – писал С.Н.Булгаков, – в практическом своем значении есть отношение к миру, связанное с признанием высших, надмирных, трансцендентных ценностей.

Оно выводит за пределы непосредственной, имманентной данности этого мира. Но именно в силу этого своего как бы мироотрицания оно может быть, а при известной степени напряженности даже неизбежно оказывается побеждающим мир…». Этот свободный аскетический труд и есть та духовно-хозяйственная сила, в которою утвержден фундамент всей европейской хозяйственной культуры.
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)