Эстетический религиозный тип личности

Эстетический тип благочестия. Он связан с культом старины, с некоторым «археологизмом» любви к старинным иконам и древним песнопениям, первозданным или вычурным обрамлениям экстерьера и интерьера храма и т.п. Наряду с этим, этот тип благочестия подразумевает особый нравственный настрой верующего: красота и ее понимание есть всегда удел меньшинства – этим объясняется неизбежный культурный аристократизм всякого эстетизма.

Защищая ценность эстетизма, человек делит мир на друзей, понимающих эти ценности, и на врагов-профанов. Думая, что основное в церковной жизни есть красота, человек тем самым делит все человечество на «малое стадо» в особом, эстетическом смысле, и толпу недостойных, находящихся за церковной оградой.

Эстетический критерий здесь подменяет духовный и вытесняет постепенно все остальные. Для эстетствующего христианства церковь и церковное обрамление есть подобие театра или эстрадной площадки, на подмостках которого происходит чарующее и завораживающее действо. «Человек млеет в облаках ладана, наслаждается старинными распевами, любуется строгостью и выдержанностью новгородского письма, прислушивается к слегка вычурной наивности стихир – он все получил, он наполнен, он боится расплескать свое богатство. Он боится безвкусных деталей – человеческого горя, внушающего жалость, человеческой слабости, внушающей брезгливость, – вообще маленького, неорганизованного, запутанного мира человеческой души».

В эстетическом типе нет чувства любви или ненависти. Этот тип этически нейтрален к земным радостям и печалям. «Есть только холодное высокомерное презрение к профанам и экстатическое любование красотой. Есть сухость, зачастую граничащая с формализмом, есть бережение себя и своего мира, такого гармоничного и устроенного, от вторжения всего, что может оскорбить и нарушить эту гармонию».

Это эстетствующее или искусственно элитарное христианство сродни психологии хранителей музеев, коллекционеров, знатоков и регистраторов, а не творцов. Оно сродни определенной форме идолопоклонства, в котором церковное благолепие, красота песнопений, слаженность богослужений становится самоцелью. Этому благолепию начинают служить, оно становится идолом, которому приносят в жертву человеческие души – свои и чужие.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)