Двигательные умения и навыки

Определение понятия «навык». Разновидности навыков.

В настоящее время известно два типа осознания выполняемой деятельности:

  • 1-й – когда осознается большей частью техническая сторона деятельности.
    Человек, впервые приступая к деятельности, обращает внимание на все составляющие элементы.
  • 2-й – наблюдается тогда, когда выполняемая деятельность в какой-то мере освоена и осознается главным образом ее цель, т.е. основное внимание направлено на результат частных действий, движений.

При этом есть возможность лучше сочетать отдельные элементы деятельности и выполнять ее точнее и быстрее благодаря навыкам.

Навык – это способность в процессе целенаправленной деятельности выполнять составляющие ее частные действия автоматизировано, без специально направленного на них внимания, но под контролем сознания.

Качество навыков различно из-за различной способности автоматизировано выполнять частные действия данной деятельности.

Выделяют следующие разновидности навыков:

  • умственные (сенсорные) – это навыки восприятия, сравнения (музыкальный слух, глазомер, чтение показания приборов);
  • волевые навыки – это навыки дисциплины, подавления эмоций;
  • двигательные (моторные).

Процесс физического воспитания связан, в основном, с формированием двигательных навыков, о которых мы будем вести речь ниже.

В зависимости от условий, в которых двигательные навыки формировались, выделяют:

  • сформированные и несформированные;
  • молодые и старые;
  • простые и сложные;
  • разрозненные и комплексные;
  • шаблонные и гибкие.

Формирование навыка. Навыку присущи постепенность и неравномерность его формирования. А.Ц. Пуни представил графически пофазное формирование навыка.

Формирование двигательного навыка с «отрицательным ускорением». Заключается в крутом подъеме кривой в начале обучения, далее он замедляется и становится незначительным, т.е. человек быстро осваивает основу действия, а детали осваивает длительно в последующем. Такой тип формирования навыка наблюдается при освоении простых двигательных действий, когда элементарные движения осваиваются быстро (например, общеразвивающие упражнения).

Формирование двигательного навыка с «положительным ускорением». В данном случае формирование идет с большой трудностью (ошибки, недостатки и т.д.). Затем кривая прироста качества навыка резко возрастает. Такой вид формирования навыка характерен для сложных двигательных действий, когда внешне незаметные качественные изменения дают впоследствии большой прирост (скачок). «Плато» – временная задержка в прогрессировании формирования двигательного навыка.

Возникновение «плато» двояко:

  •  во-первых, это может быть результатом причин, тормозящих ход
    развития навыка (например, вследствие недостатка физической подготовленности, связанной с болезнью и т.п.);
  • во-вторых, может возникнуть при изменении структуры навыка
    (например, при внесении новых приемов его выполнения).

«Плато» может выражать внутренние перестройки при переходе к выполнению действия более совершенным способом. Такой переход не сразу сказывается на качественном результате, т.к. мешают еще старые связи, старые приемы.

Поэтому и навык как бы останавливается перед новым качественным подъемом:

  • I – отрицательное ускорение;
  • II – положительное ускорение;
  • III – плато.

Длительность задержки зависит: от мастерства педагога; от применяемых методов и средств; от внутренних механизмов перестройки организма.

Структура обучения двигательным действиям. Этап ознакомления с двигательным действием Главной задачей является создание у обучающихся представления, необходимого для правильного выполнения двигательного действия, и побуждение к сознательному и активному овладению действием. Обучение начинается с формирования представлений о двигательных действиях.

В этом процессе условно выделяются три взаимосвязанных звена:

  • Осмысливание задачи обучения.
  • Составление проекта ее решения.
  •  Попытка выполнить двигательное действие.

Этап начального разучивания

Главная задача этого этапа – обучить основе техники и ведущим движениям, сделав их исполнение стабильным.

Для выполнения подобной задачи необходимо, во-первых, устранить излишнее напряжение при выполнении движений, во-вторых, предупредить возникновение ненужных движений или устранить их, в-третьих, добиться освоения общего ритма двигательного действия. На данном этапе широко используются все группы методов обучения.

Этап завершается освоением основного варианта двигательного действия, выполнение которого характеризуется уже признаками навыка, но еще сохраняется нестабильность под влиянием самых различных факторов, т.е. достигает уровня двигательного умения.

На втором этапе обучения особенно важно предусмотреть предупреждение и исправление двигательных ошибок.

Ошибки классифицируются таким образом:

  •  ошибки в конкретных двигательных действиях и ошибки общения
    (плохая осанка и др.);
  •  ошибки отдельные и комплексные (появление одной ошибки влечет
    появление другой);
  • ошибки неавтоматизированные и автоматизированные;
  • ошибки существенные (грубые) и незначительные (мелкие), т.е. не нарушающие структуру движения;
  • ошибки типичные (характерные для всех) и нетипичные (индивидуальные).

Зная, какие существуют ошибки, легче понять причины, которые их порождают. Наиболее типичные из них следующие:

  • Неправильное понимание учеником задачи обучения.
  • Недостаточная физическая готовность.
  • Неуверенность в своих силах, нерешительность.
  • Отрицательное влияние ранее изученных действий.
  • Несоответствие мест занятий, инвентаря и оборудования.
  • Нарушение требований и организации занятий, ведущее, в частности, к преждевременному утомлению.

Для исправления ошибок существуют следующие правила:

  • ошибка должна быть понята занимающимся;
  • ошибки следует исправлять не все сразу, а последовательно, по степени их значимости;
  • указание учителя об исправлении ошибки должно соответствовать возможностям ученика в данный момент;
  •  при внезапном появлении исчезнувших ранее ошибок необходимо использовать те подводящие упражнения, с помощью которых эти ошибки устранялись до этого;
  • недопустимо показывать совершенные учеником ошибки в утрированном виде.

Этап закрепления приобретенного умения. Главная задача этого этапа – сформировать двигательный навык в основном варианте и создать основу для применения его в различных условиях.

На третьем этапе обучения применяется весь комплекс методов, однако ведущее значение приобретают методы разучивания в целом, а затем – игровой и соревновательный.

Схематично структуру обучения представил М.М. Боген (1981).

В итоге обучения на данном этапе учащийся должен научиться выполнять отдельные движения, входящие в действие, без сосредоточения на них внимания. Возможность подобного исполнения движений объясняется их автоматизацией.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)