Основные средства физического воспитания

Физическое упражнение (понятие). Термин «упражнение» в теории и практике физического воспитания имеет двоякое значение. Им обозначают, во-первых, определенные виды двигательных действий, сложившихся в качестве средств физического воспитания; во-вторых, процесс неоднократного воспроизведения данных действий, в соответствии с методическими принципами физического воспитания.

Эти два значения термина «упражнение» не только взаимосвязаны, но и частично совпадают. Однако в первом случае идет речь о том, чем (посредством чего) воздействуют на физическое состояние человека в процессе физического вос питания; во втором же – о том, как (каким методом) осуществляется это воздействие.

Чтобы не смешивать эти значения, вводят терминологическое уточнение: в первом случае пользуются термином «физическое упражнение», во втором – термином «метод упражнения». Таким образом, физическим упражнением называется двигательное действие, созданное и применяемое для физического совершенствования человека.

Содержание и форма физических упражнений. Содержание физического упражнения составляют входящие в него двигательные акты (т.е. движения, операции) и те основные процессы, которые развертываются в функциональных системах организма по ходу упражнения, определяя его воздействие. Эти процессы сложны и многообразны, они могут рассматриваться в различных аспектах.

В психолого-физиологическом аспекте физические упражнения рассматриваются как произвольные (т.е. управляемые умом и волей) движения, в отличие от «невольных», безусловнорефлекторных движений, протекающих машинообразно.

И.М. Сеченов «Все внешние проявления мозговой деятельности… могут быть сведены к мышечным движениям»).

При выполнении физического упражнения всегда предполагается сознательная установка на достижение конкретного результата (эффекта), соответствующего тем или иным задачам физического воспитания

Общее понятие о технике физических упражнений. В каждом произвольном двигательном акте есть двигательная задача (т.е. осознаваемая конкретная цель движения) и способ, каким данная задача решается.

Во многих случаях одна и та же двигательная задача может быть решена несколькими способами (например, преодолеть высоту можно и с прямого, и с косого разбега, отталкиваясь ближней к планке или дальней от нее ногой и т.д.). Среди этих способов существуют, как правило, относительно менее эффективные и более эффективные.

Те способы выполнения двигательных действий, с помощью которых двигательная задача решается целесообразно, с относительно большей эффективностью, принято называть техникой физических упражнений (от греческого корня «техн» – искусность, искусство). Таким образом, термин «техника» относится не ко всяким, а лишь к относительно эффективным формам физических упражнений, рационально сформированным с учетом закономерностей движений.

Характеристики движений. Пространственные характеристики. К пространственным характеристикам техники физических упражнений относятся положение тела и траектория (путь) движения частей тела.

Необходимость выделения при выполнении физических упражнений «положения тела» как самостоятельного компонента объясняется его большим и многообразным значением в рациональной организации движений, которое достигается:

  • правильным исходным положением, предшествующим началу движения;
  • сохранением нужной позы в процессе самого движения.

Исходное положение принимают с целью создать наиболее выгодные условия для начала движения. Эффективность многих физических упражнений часто зависит не только от исходного положения, предшествующего началу движения, но и от определенной, наиболее выгодной позы в процессе движений (горизонтальное положение пловца, низкая посадка конькобежца и т.д.). В траектории выделяют: форму, направление и амплитуду.

По форме траектории различают прямолинейные и криволинейные. Направление движения определяется по отношению к собственному туловищу (руки вверх, вперед и т.д.) или внешним ориентирам (метание через веревку, кусты). Различают основные (вверх-вниз, вперед-назад, влево-вправо), вращательные (вперед, назад, влево, вправо) и промежуточные (вполоборота направо и т.д.) направления.

Амплитуда движения – это размах движения. Движения слишком большой амплитуды называют размашистыми, движения с малой величиной пути – мелкими

Педагогические классификации физических упражнений. Классификация физических упражнений по признаку исторически сложившихся систем физического воспитания.

По этой классификации физические упражнения делятся на 4 группы:

  • гимнастические упражнения, характеризующиеся многообразием искусственно созданных движений и действий, эффективность которых оценивается избирательностью воздействия на строение и функции организма, а также правильностью, красотой и координационной сложностью всех движений;
  • игровые упражнения, состоящие из естественных видов действий (бега, бросков и т.п.), которые выполняются в разнообразных вариантах в соответствии с изменяющейся игровой ситуацией и оцениваются по эффективности влияния на организм в целом и по конечному результату действия;
  • туристические физические упражнения, включающие ходьбу, бег, прыжки, преодоление препятствий, ходьбу на лыжах, езду на велосипеде, греблю в естественных природных условиях, эффективность которых оценивается комплексным воздействием на организм и результативностью преодоления расстояния и препятствий на местности;
  • спортивные упражнения объединяют ту группу действий, исполнение которых искусственно стандартизировано в соответствии с Единой спортивной классификацией и является предметом специализации для достижения максимальных спортивных результатов.

Результативность физического воспитания достигается использованием всей системы средств, однако наибольший удельный вес в решении задач обучения и воспитания приходиться на долю физических упражнений.

Классификация физических упражнений по признаку особенностей мышечной деятельности (или признаку преимущественных потребностей в проявлении физических качеств, или признаку преимущественного влияния на развитие физических качеств):

  •  скоростно-силовые упражнения, которые требуют от занимающихся
    проявления максимальных усилий за относительно короткий отрезок времени (бег на короткие дистанции, прыжки и т.д.);
  •  физические упражнения, требующие проявления выносливости (плавание 800 м и более, бег свыше 1500 м);
  • физические упражнения, требующие проявления координации движений при строгой регламентации условий выполнения (прыжки в воду, акробатика и т.д.);
  • физические упражнения, требующие комплексного проявления двигательных качеств при постоянно меняющихся уровнях усилий в соответствии с изменяющимися условиями (игры, единоборства).

Физические упражнения – основное средство физического воспитания. Обусловлено это рядом причин.

Классификация физических упражнений по их значению для решения образовательных задач:

  • основные (или соревновательные) упражнения;
  • подводящие упражнения, т.е. действия, облегчающие освоение основного упражнения благодаря наличию в них некоторых движений, сходных по внешним признакам и характеру нервно-мышечных напряжений;
  • подготовительные упражнения, т.е. действия, способствующие развитию тех физических качеств, которые необходимы для изучения основного упражнения.

Среди всех видов педагогической деятельности только в физическом воспитании предметом обучения являются действия, направленные на физическое совершенствование обучающегося и выполняемые ради усвоения самих действий.

  • Физические упражнения воздействуют не только на морфофункциональное состояние организма, но и на личность выполняющего их (например, социологический портрет представителей различных видов спорта).
  • Физические упражнения как системы движений выражают мысли и эмоции человека, его отношение к окружающей действительности
  • Физические упражнения – это один из способов передачи общественно-исторического опыта в области физического воспитания, его научных и практических достижений.
  • Физические упражнения могут удовлетворять природную потребность человека в движениях.

Степень эффективности техники физических упражнений не остается неизменной. Она беспрерывно совершенствуется и обновляется за счет физического совершенствования самого человека, общественной практики физического воспитания, а также инвентаря и оборудования. Различают основу техники движений, ее определяющее звено и детали.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)