Планирование процесса физического воспитания

Планирование как основа организации учебной работы. Планирование является важной функцией управления учебным процессом в школе.

Планирование позволяет предвидеть реальные результаты предстоящей работы, определить наиболее рациональные пути их достижения в соответствии с частными задачами каждого из этапов обучения.

Хорошо продуманные реальные планы обеспечивают четкую программу действий учителя и учащихся, обеспечивают наибольшую продуктивность их совместной деятельности.

Таким образом, систематическое и обязательное ведение учителем документов планирования необходимо и обязательно для:

  • упорядоченной, планомерной (систематизированной) работы;
  • объективного текущего, итогового анализа и контроля своей деятельности, правильность которой затрагивает не только медицинский и педагогический, но и гуманистический аспекты в целом;
  • накопления и сохранения ценного методического и практического опыта, опираясь на который учитель осуществляет решение аналогичных задач в работе с новыми воспитанниками уже проверенными, надежными подходами, средствами и методами;
  • предоставления возможности использования документального материала в целях передачи положительного опыта работы другим специалистам и дальнейшего развития теории и методики физического воспитания как научной дисциплины.

Под планированием понимается определение рациональной последовательности и оптимальных сроков прохождения программного материала в системе уроков физической культуры.

Документы планирования должны удовлетворять ряду требований:

  • быть конкретными по постановке цели и задач в планируемом периоде, четко определять конечную цель плана;
  • соответствовать содержанию государственных программнонормативных документов физического воспитания (например, полное отражение базового компонента программы по физическому воспитанию);
  • по выбору и последовательности планируемого материала отвечать общим и методическим принципам физического воспитания;
  • иметь преемственность с содержанием каждого последующего плана, а также преемственность материала внутри самого плана: каждый шаг в плане должен являться логичным продолжением предыдущего и подготовкой для следующего; быть реальными для выполнения, запланированного;
  •  иметь четкость и конкретность формирования планируемых задач, средств, методов;
  • быть легко воспринимаемыми и удобными в работе: наглядно, просто и понятно оформленными документами.

Содержание перспективного, текущего и оперативного планирования учебного процесса по физической культуре в школе определяется государственной учебной программой.

Непосредственное планирование учебного процесса по физической культуре осуществляется посредством целого ряда документов:

  • годовой план очередности прохождения программного материала в
    учебном году (перспективное планирование);
  • поурочные рабочие планы на каждую четверть (оперативное планирование);
  • план-конспект на каждый урок физической культуры (текущее планирование).

Учебная программа по предмету «Физическая культура и здоровье»

Программа по физическому воспитанию – это документ планирования, в котором определяются:

  • целевые установки и задачи курса физического воспитания;
  • объем знаний, умений и навыков, которыми должны овладеть учащиеся в планируемый срок занятий, и перечень освоенных физических упражнений и других средств, обеспечивающих решение поставленных задач;
  •  уровень теоретической, общефизической и спортивной подготовленности, выраженной в зачетных требованиях и учебных нормативах, которых должны достигнуть занимающиеся на каждом году обучения.

Программа по физическому воспитанию состоит в основном из 4 разделов: I – уроки физической культуры и здоровья; II – физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня; III – физическая культура во внеучебное время; IV – физкультурно-массовые и спортивные мероприятия.

Учебные программы имеют следующую типовую структуру:

  • пояснительная записка, в которой раскрываются цель и задачи курса физического воспитания, указываются особенности контингента занимающихся, характеризуется структура программы, рекомендуются методы и формы занятий и т.д.;
  • примерное распределение учебного материала в форме таблицы;
  • учебный материал по теоретическому (знания) и практическому (умения, навыки, способы деятельности) разделам, в которых дается перечень основных теоретических тем для изучения, описание всех физических упражнений, подлежащих освоению по годам обучения;
  • развитие двигательных способностей;
  •  подвижные игры и игровые задания;
  • тестирование;
  • примерные домашние задания;
  • примерные рекомендации по недельному двигательному режиму для учащихся, не занимающихся в спортивных секциях или физкультурных группах.

Учебная программа разрабатывается в соответствии с установленным учебным планом, содержанием и объемом часов, отведенным на каждый раздел и в целом на все разделы занятий. Годовой план очередности прохождения программного материала в учебном году

Годовой план – наиболее общий документ перспективного планирования, в котором систематизируется основное содержание учебной программы по физической культуре и здоровью для учащихся младшего школьного возраста.

В период составления плана необходимо детально проанализировать работу, проделанную в минувшем учебном году, выяснить, на какие разделы в текущем году следует обратить особое внимание.

Опираясь на закономерности обучения и физическое развитие учащихся, следует с учетом возможностей школы (материальная база) и сезонных условий реализации основных разделов программы распределить программный материал на год (68-70 уроков в зависимости от года обучения).

Определить очередность изучения материала, правильное его сочетание, установить сроки повторения пройденного и т.п. Не менее важно при этом ясно представлять себе цели воспитания и обучения, нормативы, которые должны выполнить школьники к концу года.

Таким образом, годовой план отражает всю, но в лаконичном и обобщенном виде, картину организации учебно-воспитательного процесса в течение года. Оформление годового плана по предмету «Физическая культура и здоровье» в школе может быть различным (см. формы 1–2).

Вне графика годового плана выносятся основные требования по выполнению программного материала, т.е. что учащиеся должны знать и уметь выполнять по окончанию данного класса:

Требования к знаниям (из учебной программы). Основные учебные нормативы по освоению двигательных умений и навыков (из учебной программы). Нормативные требования к физической подготовленности (из учебной программы).

Распределение учебного материала в годовом плане. В первую очередь необходимо определить объем учебного материала на учебный год. С этой целью учитель может включить в план весь содержащийся в учебной программе материал.

Однако содержание программынеобходимо скорректировать в соответствии с частными условиями, подготовленностью класса, своим опытом работы и интересами учащихся, свозможными изменениями времени, отведенного на освоение различных разделов.

Вместе с тем, необходимо помнить, что изменения в содержании уроков не должны снижать эффективность физической подготовленности у учащихся, отрицательно отражаться на овладении ими жизненно важными двигательными умениями и навыками. Рекомендуется отразить в плане и домашние задания. Это позволит связать содержание домашних заданий с учебным материалом, изучаемым на уроках.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)