Принцип обучения
Принцип (от лат. слова principium – основа, первоначало) – руководящая идея, основное правило, основное требование к деятельности и поведению, вытекающее из установленных наукой закономерностей.
Процесс обучения многогранен, в нем должны быть учтены как физиологические, так и психические закономерности деятельности человека.
В педагогике эти закономерности нашли отражение в основных положениях (или диалектических принципах обучения). К процессу физического воспитания применимы все общепедагогические принципы. Однако, отражая специфику физического воспитания, они получают особое содержание и реализуются определенными средствами и способами.
Особенностям обучения двигательным действиям в наибольшей степени отвечают следующие принципы:
- сознательности и активности;
- наглядности;
- систематичности и последовательности (доступности);
- индивидуализации;
- постепенности
Принцип сознательности и активности Понимание ребенком (человеком) сути поставленной перед ним задачи и его заинтересованность в ее решении ускоряют ход обучения. Эта закономерность и лежит в основе принципа сознательности и активности.
Принцип наглядности. Обучение начинается с создания определенного представления об изучаемом упражнении. При этом создание представления должно базироваться на его зрительном, слуховом, тактильном и мышечном восприятии. Наглядность обеспечивается не только посредством видения, но и мобилизацией других рецепторов.В практике работы различают прямую и косвенную наглядность. К прямой наглядности относятся: показ упражнения воспитателем, наиболее подготовленным ребенком, образное описание упражнения.
Принцип систематичности и последовательности. Данный принцип является непременным условием создания высокого эффекта обучения двигательным действиям. Во время обучения необходимо добиваться как бы слияния двух процессов – повторения старого материала и разучивания нового.Данное слияние (читай, систематичность) обеспечивается тем, что вновь разученное двигательное действие базируется на временных связях, закрепленных разучиванием предшествующего двигательного действия (например, обучение перекатам на спине в группировке, а затем – обучение кувырку и др.).
Принцип индивидуализации. Под индивидуализацией подразумевается такое использование частных средств и методов физического воспитания и такое построение системы занятий, при которых учитываются индивидуальные различия занимающихся, осуществляется индивидуальный подход к ним и, тем самым, создаются благоприятные условия для развития индивидуальных способностей.
Принцип постепенности. В принципе раскрывается зависимость эффекта обучения от прогрессирования педагогических требований (именно поэтому его иногда называют или принципом прогрессирования, или принципом динамичности). Принцип вытекает из закономерности постепенного, но неравномерного развития умственных и физических способностей ребенка.Прогрессирование требований лишь тогда будет вести к положительным результатам, когда новые задания и связанные с ними нагрузки посильны для детей, не превышают функциональных возможностей организма, соответствуют возрастным и половым индивидуальным способностям.
- Планирование процесса физического воспитания
- Формы организации физического воспитания в младших классах
- Физические качества человека и особенности их развития у младших классов
- Двигательные умения и навыки
- Главные методы обучения
- Основные средства физического воспитания
- Система физического воспитания
- Теория и методика физического воспитания как учебная дисциплина
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу