Принцип обучения

Принцип (от лат. слова principium – основа, первоначало) – руководящая идея, основное правило, основное требование к деятельности и поведению, вытекающее из установленных наукой закономерностей.

Принципами педагогического процесса называют определенную систему исходных, основных требований к обучению и воспитанию, выполнение которых обеспечивает необходимую эффективность решения задач всестороннего, гармонического развития личности.

Процесс обучения многогранен, в нем должны быть учтены как физиологические, так и психические закономерности деятельности человека.

В педагогике эти закономерности нашли отражение в основных положениях (или диалектических принципах обучения). К процессу физического воспитания применимы все общепедагогические принципы. Однако, отражая специфику физического воспитания, они получают особое содержание и реализуются определенными средствами и способами.

Особенностям обучения двигательным действиям в наибольшей степени отвечают следующие принципы:

  • сознательности и активности;
  • наглядности;
  • систематичности и последовательности (доступности);
  • индивидуализации;
  • постепенности

Принцип сознательности и активности Понимание ребенком (человеком) сути поставленной перед ним задачи и его заинтересованность в ее решении ускоряют ход обучения. Эта закономерность и лежит в основе принципа сознательности и активности.

Принцип наглядности. Обучение начинается с создания определенного представления об изучаемом упражнении. При этом создание представления должно базироваться на его зрительном, слуховом, тактильном и мышечном восприятии. Наглядность обеспечивается не только посредством видения, но и мобилизацией других рецепторов.

В практике работы различают прямую и косвенную наглядность. К прямой наглядности относятся: показ упражнения воспитателем, наиболее подготовленным ребенком, образное описание упражнения.

Принцип систематичности и последовательности. Данный принцип является непременным условием создания высокого эффекта обучения двигательным действиям. Во время обучения необходимо добиваться как бы слияния двух процессов – повторения старого материала и разучивания нового.

Данное слияние (читай, систематичность) обеспечивается тем, что вновь разученное двигательное действие базируется на временных связях, закрепленных разучиванием предшествующего двигательного действия (например, обучение перекатам на спине в группировке, а затем – обучение кувырку и др.).

Принцип индивидуализации. Под индивидуализацией подразумевается такое использование частных средств и методов физического воспитания и такое построение системы занятий, при которых учитываются индивидуальные различия занимающихся, осуществляется индивидуальный подход к ним и, тем самым, создаются благоприятные условия для развития индивидуальных способностей.

Принцип постепенности. В принципе раскрывается зависимость эффекта обучения от прогрессирования педагогических требований (именно поэтому его иногда называют или принципом прогрессирования, или принципом динамичности). Принцип вытекает из закономерности постепенного, но неравномерного развития умственных и физических способностей ребенка.

Прогрессирование требований лишь тогда будет вести к положительным результатам, когда новые задания и связанные с ними нагрузки посильны для детей, не превышают функциональных возможностей организма, соответствуют возрастным и половым индивидуальным способностям.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)