Теория и методика физического воспитания как учебная дисциплина

Предмет изучения и преподавания. Теория и методика физического воспитания как учебная дисциплина формирует систему фундаментальных знаний, которая определяет уровень профессиональной деятельности в области физического воспитания.

Каждая область знаний как конкретная учебная дисциплина обладает своим, только ей присущим предметом изучения, т.е. объектом и субъектом исследования. Накопленные в результате изучения сведения формируются в определенную систему и образуют особую учебную дисциплину – предмет преподавания.

В науке о физическом воспитании под объектом исследования понимается тот или иной изучаемый педагогический фактор (например, система физических упражнений, методы обучения и др.), а под субъектом – человек, его реакция на выполнение упражнений. Предметом изучения теории физического воспитания является установление общих закономерностей физического воспитания как педагогического процесса.

Под общими закономерностями понимаются такие, которые в равной мере свойственны физическому воспитанию любых контингентов населения: детей и взрослых, начинающих заниматься физическими упражнениями и квалифицированных спортсменов, школьников различного возраста и т.д.

Предметом изучения методики физического воспитания является установление частных закономерностей физического воспитания и реализация общих закономерностей в педагогическом процессе, имеющем конкретную направленность (методики общей и профессиональной физической подготовки, методика спортивной подготовки, методика преподавания физической культуры в младших, средних, старших классах и т.д.).

Внутри каждой из этих методик существуют частные методики. Разнообразие их соответствует типовым разновидностям контингента занимающихся: их возрасту, полу (методика физического воспитания дошкольников, школьников, женщин и др.).

Источники возникновения и развития теории и методики физического воспитания следующие:

  • практика общественной жизни. Потребность общества в хорошо физически подготовленных людях родила стремление познать закономерности физического воспитания и на их основе построить систему управления физическим совершенствованием человека;
  • практика физического воспитания. Именно в ней проверяются на жизненность все теоретические положения, могут рождаться оригинальные идеи, побуждающие теорию и методику физического воспитания к разработке новых положений;
  • прогрессивные идеи о содержании и путях воспитания гармонически развитой личности, которые высказывались философами, педагогами, врачами разных стран и эпох;
  • результаты исследований как в области ТМФВ, так и в смежных областях знаний;
  • постановления Правительства о состоянии и путях совершенствования физической культуры в нашей стране.

В своем развитии ТМФВ прошли несколько этапов.

Первый – этап эмпирических знаний о влиянии двигательных действий на организм. Человек получал их в результате повседневной деятельности. Накопление эмпирических знаний привело человека к осознанию эффекта «упражняемости» и познанию способов передачи опыта. Это явилось одной из предпосылок возникновения физических упражнений, а с ними и физического воспитания (метание дротиков в цель перед охотой – культовый характер упражнений).

Второй – этап создания первых методик физического воспитания – охватывает периоды рабовладельческих государств, античности и средних веков. Создавались эти методики опытным путем.

Философы, педагоги и врачи еще не знали закономерностей деятельности организма человека, не могли объяснить механизм воздействия физических упражнений, поэтому судили об эффективности занятий физическими упражнениями по «внешним» результатам (человек становился выносливее, сильнее, приобретал новые для себя умения).

Например, система физической подготовки Древней Греции, которая объединяла воедино определенные средства, а также методы обучения, методы развития силы, выносливости и др. В средние века количество методик возрастает, и появляются первые пособия по гимнастике, плаванию, играм, стрельбе из лука, верховой езде, фехтованию.

Третий – этап интенсивного накопления теоретических знаний о физическом воспитании. Он охватывает период от эпохи Возрождения (XII–ХVI вв.) до конца XIX века. Развитие науки о человеке, его воспитании и обучении, его лечении побуждало философов, педагогов и врачей обращать внимание на проблемы физического воспитания.

Происходит накопление философских, педагогических и медицинских сведений о сущности человеческого воспитания. Правда, сведения эти были еще разрозненными, ибо рождались внутри самостоятельных наук (философии, педагогики, медицины), так сказать, попутно, но по необходимости, т.к. представители этих научных дисциплин понимали, что многие «собственные» проблемы невозможно решить без учета роли физического воспитания в жизни человека.

Методы исследования в теории и методике физического воспитания. В теории и методике физического воспитания, как и в большинстве других научных дисциплин, проводятся исследования двух типов:

  • собственно теоретические,
  • опытные (включающие постановку эксперимента или непосредственное изучение явлений в естественных условиях).

.Для объективной оценки и анализа полученных результатов применяют методы обработки полученных результатов (методы математической статистики).

I. Собственно теоретические (методы теоретического анализа и обобщения). Теоретическое исследование протекает в форме логических операций (индукции и дедукции, логического и логико-математического моделирования, анализа и синтеза и т.д.), для выполнения которых надо располагать фактическим материалом. Его черпают в значительной мере из литературных и документальных источников. При этом используют ряд специальных способов анализа и обобщения фактических данных.

II. Опытные методы (или методы педагогического обследования). В эту группу входят методы регистрации отдельных характеристик процесса физического воспитания, не связанные с вмешательством исследователя в ход этого процесса.

Экспериментальные методы Эксперимент – метод научного исследования, в котором явления и условия, интересующие исследователя, прямо или косвенно находятся под его воздействием и контролем.

Естественный эксперимент характеризуется настолько незначительными изменениями обычных условий обучения и воспитания, что они могут быть даже не замечены участниками эксперимента.

Модельный эксперимент характеризуется значительным изменением типичных условий физического воспитания, что позволяет изолировать изучаемое явление от побочных влияний.

Лабораторный эксперимент характеризуется строгой стандартизацией условий, позволяющей максимально изолировать исследуемых от влияния изменяющихся условий окружающей среды. При решении педагогических задач его роль сводится к подсобной (в плане разработки физиологических и психологических вопросов). Преобразующий (созидательный, формирующий, научноисследовательский) – предусматривает разработку нового в науке и практике положения.

Констатирующий. Предполагает проверку уже имеющихся знаний о том или ином факте (часто проводят для проверки известного факта в новых условиях)

Эксперимент может быть направлен либо на выявление определенных фактов или зависимостей (абсолютный эксперимент), либо на сравнение каких-нибудь показателей (сравнительный эксперимент).

Из математических методов в исследованиях по физическому воспитанию используются методы математической статистики: коэффициент корреляции, ранговая корреляция по Спирмену, факторный анализ, tкритерий Стьюдента и др.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)