Физические качества человека и особенности их развития у младших классов

Сила и особенности ее развития у младших школьников. Сила – способность человека преодолевать внешнее сопротивление либо противодействовать ему посредством мышечных напряжений.

Мышцы могут проявлять силу:

  • без изменения своей длины (статический, изометрический режим);
  • при уменьшении длины мышцы (преодолевающий, миометрический режим);
  • при удлинении мышц (уступающий, полиометрический режим).

Это деление можно считать за классификацию силовых способностей

Виды силовых способностей:

  • собственно силовые – проявляется в статических режимах и медленных движениях;
  • скоростно-силовые («динамическая сила») – выявляется в быстрых
    движениях (спортивные игры);
  • взрывная сила – способности проявлять большие величины силы в
    наименьшее время (отталкивание в прыжках, финальное усилие в метаниях).

Для сравнения силы людей различного веса пользуются понятием относительной силы, под которой понимают величину силы, приходящейся на 1 кг собственного веса.

Силу, которую проявляет человек в каком-то движении, оцененную безотносительно к собственному весу, называют абсолютной. Относительная сила определяется отношением абсолютной силы к собственному весу.

В практике физической культуры уровень развития силовых способностей можно определить:

  • собственно силовых способностей – с помощью кистевой и становой динамометрии;
  • скоростно-силовыx способностей – с помощью прыжка в длину с места и метания на дальность (мяча весом 150 г, гранаты и др.);
  • взрывной силы – с помощью сложных приспособлений (различного
    рода платформ, соединенных с компьютером) и только в спортивной практике.

Быстрота и особенности ее развития у младших школьников. Быстрота – это способность человека совершать действия в минимальный для данных условий отрезок времени.

Быстрота проявляется через совокупность скоростных способностей,
включающих:

  • латентное (скрытое) время двигательной реакции;
  • скорость одиночного движения, не отягощенного внешним сопротивлением;
  • частота (темп) движений.

Латентное время двигательной реакции характеризуется минимальным временем от подачи какого-либо сигнала до начала выполнения движения. Различают простые и сложные двигательные реакции. Время простых реакций значительно короче времени сложных.

Простая реакция – это ответ заранее определенным движением на ожидаемый (известный) сигнал (например, реакция бегуна на выстрел стартового пистолета). Сложные реакции – разделяются на реакции выбора (ответ определенным движением на один из нескольких сигналов. 

Например, увеличение скорости бега по хлопку, а замедление – по свистку) и реакции на движущийся объект (это соответствующее ответное действие на передвигающийся объект – например, действия игроков на броски мячом в подвижной игре «Охотники и утки»).

Особенности развития быстроты у младших школьников. Стремление к быстрым движениям, отмечающееся у детей младшего школьного возраста, обусловлено главным образом особенностями развития нервно-мышечной системы, кратковременностью и быстрой сменой процессов возбуждения и торможения, повышенной чувствительностью к утомлению, неготовностью к проявлению предельных, максимальных усилий. Быстрота развивается в процессе обучения детей основным движениям. Необходимо чередовать упражнения в быстром и медленном темпе.

Причем упражнения, которые используются для развития быстроты, должны быть знакомы детям и относительно хорошо освоены ими. На занятиях можно использовать бег из усложненных стартовых положений (лежа, спиной по направлению движения, с корточек и др.). Развитию быстроты способствуют высокоподвижные игры и эстафеты.

Для определения уровня развития быстроты у младших школьников учебной программой предлагается использовать бег на 30 м на время. В практике физической культуры уровень развития быстроты определяется в основном с помощью бега на короткие дистанции от 10 до 100 метров.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)