Деловая игра

Деловая игра – один из ведущих методов активного обучения.

Как метод обучения, деловая игра должна отвечать следующим требованиям:

  • распределение ролей между участниками игры;
  • совместная деятельность участников игры в условиях дифференциации и интеграции имитируемых функций;
  • диалоговое общение партнёров по игре как необходимое условие принятия согласованных решений;
  • различие интересов у участников игры и появление конфликтных ситуаций;
  • наличие общей игровой цели у всего коллектива (игровая система), которая является ведущим стержнем игры, фоном, на котором развиваются частные конфликты и противоречия;
  • введение в игру импровизаций (непредвиденных обстоятельств, моделирующих возможные непредвиденные обстоятельства);
  • использование гибкого масштаба времени;
  • применение системы оценки результатов игровой деятельности и профессиональных знаний, способствующих созданию климата самостоятельности;
  • наличие в игре системы стимулирования, создающей интеллектуальную и эмоциональную обстановку, т.е. побуждающей в ходе игры действовать так, как бы действовал человек в реальной жизни;
  • динамичность, непрерывность и занимательность деловой игры;
  • достижение единого обучающего, развивающего и воспитывающего эффекта деловой игры.

Процесс конструирования деловой игры включает четыре этапа:

  1. Определение цели игры. Он формируется исходя из задач обучения, содержания изучаемых теоретических проблем и тех умений, которые должны быть обретены участниками в процессе занятия.
  2. Определение содержания. В процессе конструирования деловой игры подбирают ситуации, наиболее типичные по структуре деятельности для учителя, классного руководителя, что и обеспечивает профессиональный контекст игры.
  3. Разработка игрового контекста. Игровой контекст, являющийся специфическим и обязательным компонентом в конструировании деловой игры, обеспечивается: введением новых правил; игровых прав и обязанностей игроков и арбитров; введение персонажей; исполнением двойных ролей; введением противоположных по интересам ролей; конструированием поведенческих противоречий; разработкой системы штрафов, поощрений, премий; визуальным представлением результатов, что излагается в игровой упаковке документации.
  4. Составление структурно-функциональной программы деловой игры, содержащей цели и задачи, описание игровой обстановки, её организационную структуру и последовательность, перечень участников игры, их функции, вопросы и задания, систему стимулирования.

Методика проведения деловой игры включает четыре последовательных этапа, которым предшествует предварительная подготовка студентов к игре.

Предварительная подготовка участников игры по данной теме включает в себя лекционное изложение материала, самостоятельную работу над рекомендованной литературой с последующим самоконтролем и самооценкой по разработанному преподавателем перечню вопросов и ответов.

Процедура занятий в форме деловой игры состоит из нескольких этапов.

На 1 этапе (организационном) проводится обоснование темы и цели игры, формируются мини-группы (по 4–5 человек), создаётся арбитраж (4–5 человек), участники информируются об условиях игры, вручаются игровые документы.

1 этап занятия завершается актуализацией знаний играющих, представители других мини-групп дополняют их

Ответы и дополнения оцениваются арбитрами по трём уровням: деловому, риторическому, этическому, что создаёт климат соревновательности, активности, вводит игроков в роль.

Таким образом, уже на первом этапе игры стоит вопрос «да» или «нет», «выигрыш» или «проигрыш», что делает её увлекательной, а существующая система стимулирования (в том числе и объективность подведения итогов игровой деятельности) побуждает каждого действовать так, как бы он действовал в реальной жизни, максимально использовать теоретические знания и практический опыт.

2 этап (подготовительный) включает в себя самостоятельную работу мини-групп, изучение ситуаций, инструкций, распределение ролей, сбор дополнительной информации, заполнение сводных таблиц, оценку письменных ответов арбитражем.

3 этап (игровой). На этом этапе мини-группы имитируют подготовленные задания. После ответа другие мини-группы дополняют, уточняют или опровергают их действия; арбитры вводят импровизации, которые должны быть решены в режиме сжатого времени. Арбитраж фиксирует все выступления, дополнения, оценивает их, как и ранее, по трём уровням.

4 этап (анализ решений, подведение итогов). Арбитрами анализируется процесс игры, поведение и активность слушателей, обращается внимание на ошибки и правильные решения, подводятся итоги соревнования.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)