Английская школа ТМО: в поисках преодоления крайностей

Для английских исследований международных отношений (МО) не свойственно по-американски прямолинейное представление об универсальности полученных ТМО познаний. Более всего в своих теоретических поисках и формулировках англичане стремятся к преодолению крайностей и дихотомий.

Уже сам их центральный вклад в глобальную ТМО — теорию международного общества — принципиально отличается от укоренившегося в Америке спора между реалистами, которые рассматривают международные отношения как анархию, и либералами, осмысливающими международную систему в категориях общества и сообщества.

Другими важными характеристиками английской школы МО, отличающими ее от американской, являются следующие.

Во-первых, фактически все авторы школы практикуют так называемый классический подход] укорененный в истории, праве и политической философии, а не теории игр, статистике или иных сугубо научных и бихевиористских методиках, развиваемых в США.

В то время как в Америке в известном споре традиционалистов и бихевиористов в 1960-е годы победу одержали бихевиористы, в Великобритании и сам спор не получил столь серьезного резонанса (несмотря на то, что в США позиции традиционализма представлял один из главных теоретиков международного общества X. Булл).

Во-вторых, для представителей английской школы характерно холистское понимание МО и весьма чужды распространенные в Новом свете позиции методологического индивидуализма.

В-третьих, англичане уделяют значительное внимание вопросам этики и морали в международной теории и практике.

Наконец, в-четвертых, сторонники английской школы МО представляют традицию политической философии и права, связанную с именем Г. Гроция и альтернативную реалистской теории международной анархии, с одной стороны, и либеральноутопическому императиву космополитического порядка, с другой.

Пониманию глубины различий, сложившихся между двумя крупнейшими и старейшими подходами в изучении МО — английским и американским, — может способствовать уже использовавшаяся нами выше
методология социологического познания.

Интеллектуальные убеждения и установки теоретиков английской школы едва ли могут быть поняты вне таких обстоятельств, как статус Великобритании в международной системе, амбиции ее политической элиты и институциональные возможности развития МО.

Определяющую роль в формировании английской школы в 1960-е годы сыграли теоретики, вроде М. Уайта и X. Булла, в прошлом выходцы из дипломатического сообщества.

Они стремились сформулировать подход, который не ставил бы под сомнение разделяемые с американцами ценности либеральной цивилизации и необходимость их защиты в противостоянии с СССР, а предлагал альтернативные силовым способы утверждения этих ценностей.

Концепция международного общества как бы говорила представителям американского истеблишмента: «Либеральное в своей основе международное общество уже сформировалось, и Советский Союз, хочет он того или нет, уже начинает и будет дальше входить в его орбиту».

А раз так, то следует уделять гораздо больше внимания дипломатии и переговорам и гораздо меньше — подготовке к силовому противостоянию и балансу страха. «Общая угроза — различные ответы» — вот политико-социологическая модель, в рамках которой можно понять различия между двумя национальными школами.

Принципиально в данном случае то, что в годы холодной войны Великобритания после распада своей империи уже не являлась ведущей мировой державой, находилась скорее на второстепенных позициях.

Как отмечал в свое время С. Смит, «в качестве мировой державы Соединенные Штаты обязаны реагировать на проблемы мира иначе, нежели Великобритания.

Результатом такого реагирования является управленческий взгляд на международные отношения, согласно которому они нуждаются в регулировании, что, кстати говоря, открывает двери использованию технологий, хорошо служащих и американскому бизнесу.

Что касается Великобритании, то ее история и современный статус задают совершенно иную форму поведения, которая подчеркивает важность посредничества и переговоров, т.е. теми формами взаимодействия, которые подходят рассмотрению международных отношений как искусства».

Меняясь с течением времени, английская школа сохранила стремление к преодолению реалистско-либеральных крайностей. Закончена холодная война, внешняя угроза со стороны СССР (как и сам СССР) ушла в прошлое, а английская школа продолжает развиваться, и весьма успешно.

В силу своего международного статуса Великобритания продолжает следовать в фарватере американской внешней политики, недавним примером чего является под держка интервенции в Ираке.

Однако именно в фарватере, ибо сами британские власти гораздо меньше склонны инициировать силовые акции в политике мирового масштаба, предпочитая им посредничество международных организаций.

И сегодня остается немалый простор для развития подходов, подчеркивающих прогрессивно-эволюционную трансформацию международного общества.

В связи с этим некоторые исследователи говорят даже о «бумеанглийскойшколы», проявившемся в ее активном взаимодействии с теориями международных режимов, конструктивизмом, рефлективизмом и различного рода нормативными подходами.

Наряду со статусом страны, важно подчеркнуть и особенности институциональных условий развития МО в Великобритании. Как и США, британское сообщество международников весьма многочисленно и является, бесспорно, крупнейшим в Европе.

И все же институциональные возможности английских международников более ограничены, особенно если говорить о Великобритании в целом и о МО как самостоятельном институте развития в гуманитарных науках.

Английская школа возникла усилиями относительно узкого и элитарного круга международников, обладающих связями со структурами, способными финансировать их проекты, и является в этом смысле элитарным, а не массово-демократическим продуктом.

В частности, следует особо отметить роль Британского комитета по теории международной политики, который, оформившись, функционировал на протяжении двадцати пяти лет (1958-1984).

Финансируемый грантами Рокфеллера, Комитет и создал необходимые институциональные условия для возникновения и развития английской школы] Члены Комитета собирались для обсуждения сходных вопросов, связанных с природой международного порядка, особенностью международных норм и особенно исторической реальностью международных систем и обществ.

В данной главе рассмотрение английской школы начинается с осмысления ее происхождения.

В ней также анализируются основные содержательные характеристики этой школы путем сопоставления центрального для нее понятия «международное общество» с понятием «международная система», а также вклад англичан в понимание и разрешение морально-этических дилемм современного мира посредством либерально-коммунитарной философии.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)