Анализ внешней среды коммерческого банка
Среда кредитной организации складывается из внутренних переменных и факторов внешней среды.
Угрозы, которые подстерегают организацию в процессе ведения бизнеса, и возможности, которые ей предоставляются, – все это присутствует именно во внешней среде, частью которой является рынок банковских услуг.
Это позволят реализовывать потенциал банка так, чтобы достичь поставленных целей, используя имеющиеся рыночные возможности и нейтрализуя возникающие угрозы.
Внешняя среда – это факторы, находящиеся за пределами коммерческого банка и оказывающие влияние на процесс его функционирования и развития. Ее можно разделить на два «контура»:
- «ближнее окружение», включающее в себя потребителей, конкурентов и поставщиков, с которыми банк осуществляет непосредственное взаимодействие;
- «дальнее окружение», состоящее из макроэкономических факторов, государственного регулирования и законодательства, оказывающее воздействие на деятельность коммерческих банков.
Анализа внешней среды включает в себя:
- Анализ рынка, размер, ожидаемый рост, прибыльность, барьеры входа и выхода.
- Анализ конкурентов, их имиджа, цели, финансовых показателей, сильных и слабых сторон.
- Анализ потребителей, сегменты, потребности, в том числе и неудовлетворенные.
- Анализ политической ситуации в стране.
- Определение наличия информации у потребителя.
Рынок банковских услуг, представляет собой экономическое пространство, на котором взаимодействуют различные участники, обеспечивающие спрос и предложение таких услуг.
Объектами рыночного исследования являются закономерности и особенности функционирования и развития рынка, включая различные факторы экономического, социального, научно-технического, нормативного и другого характера.
Анализируются также внутренняя структура и территориальные особенности рынка, его емкость, динамика роста, ограничения, условия конкуренции, имеющиеся возможности и риски. В соответствии с этим первоочередной задачей изучения рынка является анализ текущего соотношения между спросом и предложением на банковские продукты и услуги, а также уровня и соотношения цен, т.е. конъюнктуры рынка.
Доля рынка отображает, насколько результативную маркетинговую деятельность ведет банк. Независимо от принятого определения базового рынка доля рынка может быть рассчитана различными способами: по объему (количество проданных продуктов, отнесенное к суммарному объему продаж), в стоимостном выражении (рассчитывается на основе выручки).
Долю рынка в стоимостном выражении часто трудно интерпретировать, поскольку изменения доли рынка отражают комбинацию изменений в количестве проданных продуктов и цене.
Анализ конкурентоспособности позволяет выявить сущность и специфику имеющихся конкурентных преимуществ, особенности конкурентной позиции конкретного банка.
Оценка уровня конкурентоспособности банка должна охватывать анализ внутренней среды, включающей количественные и качественные характеристики его деятельности, и анализ внешней среды.
Следует различать понятия конкурентоспособности банковского продукта и конкурентоспособность банка в целом.
Конкурентоспособность банковского продукта – это совокупность его качественных и стоимостных характеристик, обеспечивающая удовлетворение конкретной потребности покупателя.
Конкурентные преимущества обеспечивают банку устойчивую рыночную позицию, характеризующуюся доля занятого рынка, количеством клиентов и другими рыночными показателями.
Конкурентные преимущества следует рассматривать, прежде всего, с долгосрочной точки зрения, однако они могут носить и краткосрочный характер.
В контексте стратегий коммерческого банка необходимо определять набор долгосрочных, устойчивых конкурентных преимуществ, использование которых станет основой его развития.
При анализе конкуренции может быть использован один из перечисленных ниже подходов:
- поведенческий – анализ конкурентной борьбы, ее условий и содержания;
- структурный – анализ распределение долей рынка между конкурентами и их специфики;
- функциональный – анализ роли и результатов конкуренции с точки зрения ее влияния на развитие отрасли и экономики в целом.
Как правило, анализ конкуренции дополняется анализом пяти сил М. Портера, который кроме отраслевых (существующих) конкурентов рассматривал влияние со стороны потенциальных (новых) конкурентов и продуктов-субститутов, а также влияние со стороны потребителей и поставщиков коммерческого банка.
В целом в качестве факторов, определяющих интенсивность конкуренции, в том числе в банковском и финансовом секторе, можно назвать:
- количество конкурентов и степень преимущества лидеров-отрасли;
- темпы роста в отрасли;
- уровень постоянных издержек;
- уровень дифференциации и издержек переключения;
- барьеры входа в отрасль и др.
Анализ потребителей – заключается в изучении их предпочтений, выявление признаков дифференциации их потребностей в разрезе групп, систематизации движущих сил в выборе потребителями тех или иных видов банковских продуктов.
Основными направлениями анализа потребителей являются:
- анализ потребностей и ожиданий клиентов;
- исследование восприятия клиентами услуг и контроль качества обслуживания;
- изучение ключевых клиентов и выстраивание обратной связи;
- анализ жалоб и предложений клиентов.
Инструменты анализа потребителей – это карта основных потребностей (ценностей) и критериев их оценки; профиль клиентов и модели процесса покупки банковских продуктов и использования услуг.
Анализ потребителей позволяет принять три группы стратегически важных решений, включая сегментацию рынка банковских продуктов, мотивацию целевых групп потребителей и выявление их текущих нужд и перспективных потребностей.
На основе проведенной сегментации рынка банки получают возможность регулировать рыночное предложение услуг и продуктов в соответствии с потребностями каждого конкретного сегмента, разрабатывая долгосрочные рыночные стратегии.
Сегментация рынка осуществляется в три этапа: выбираются критерии сегментации, выделяются сегменты, определяются целевые сегменты, т.е. те, которые будут представлять для банка действительный интерес.
Одним из наиболее известных методов анализа внешней среды является PEST-анализ, включающий в себя анализ политических (Political), экономических (Economic), социальных (Social) и технологических факторов (Technological) факторов.
Политические факторы, оказывающие влияние на деятельность банка – это денежно-кредитная политика, инструменты и параметры регулирования и надзора, банковское, налоговое, валютное и иное законодательство, параметры государственного бюджета и др.
Под экономическими факторами принято понимать уровень развития рынка банковских и финансовых услуг, уровень процентных ставок, валютные курсы, темпы экономического роста и инфляция, структура и динамика потребления и др.
Социальные факторы учитывают стиль жизни и потребительские предпочтения, численность и структура населения, уровень занятости и доходов, средняя продолжительность жизни и проч.
И, наконец, технологические факторы – это уровень проникновения новых технологий, уровень инвестиций в НИОКР и инновации, практика применения новых технологий в банкинге, доступность новых технологий и т.д.
В некоторых случаях представленная структура акторов внешней среды дополняется правовыми (Legal) и экологическими (Ecological) факторами. В этом случае аббревиатура метода превращается в PESTLE.
Традиционная последовательность PEST-анализа включает в себя:
- определение перечня факторов по каждому направлению анализа;
- сбор информации о динамике и характере изменения каждого фактора;
- разработка опросного листа и оценка степени влияния каждого фактора на деятельность банка;
- разработка опросного листа и оценка вероятности существенных изменения факторов и направленности этих изменений (в лучшую/худшую сторону);
- составление сводной таблицы значимости проанализированных факторов.
Результаты анализа внешней среды позволяют коммерческому банку в рамках подготовки стратегии своего развития определять:
- Набор и содержание банковских продуктов и услуг, или другими словами, определять их ассортимент и структуру.
- Ценовую политику, позволяющую установить уровень платы за различные банковские услуги и порядок изменения цен при изменении внешних и внутренних условий.
- Сбытовую политику коммерческого банка, ориентированную на продвижение банковских услуг и доведение их до потенциального клиента.
- Коммуникационная политика банка – то есть систему информационных средств, обеспечивающих двустороннюю связь с прошлыми, нынешними и будущими клиентами для отслеживания потребностей клиентов и контроля удовлетворенностью оказанными банковскими услугами.
- Мониторинг и контроль за реализацией стратегии
- Подготовка финансового плана в реализации стратегии
- Бизнес-процессы и их реинжиниринг
- Роль мотивации в реализации стратегии
- Сбалансированная система показателей и ключевые показатели эффективности коммерческого банка
- Документы, разрабатываемые с целью реализации стратегии развития коммерческого банка
- Организационные механизмы разработки стратегии в коммерческом банке
- Сущность стратегического риска коммерческого банка
- Система стратегий коммерческого банка и матричные модели стратегического выбора
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу