Бизнес-процессы и их реинжиниринг

При реализации стратегических изменений в коммерческом банке может реализовываться процессный подход, предполагающий разработку и совершенствование моделей осуществления операционной деятельности, основанных не на функциях, а на бизнес процессах.

В качестве принципиальной схемы такого подхода может служить цепочка создания ценности (стоимости).

Логика формирования стратегических решений в точки зрения бизнес-процессов выглядит следующим образом:

  • исследование процессов «как есть», включая их идентификацию, описание, анализ и формирование моделей;
  • исследование процессов «как надо», включая их описание, анализ и разработку моделей;
  • разработка мер по переходу от модели бизнес-процессов «как есть» к модели «как надо».

Под моделью бизнес-процесса понимается его формализованное представление с использованием специальных схем, графиков, текстового или математического описания, создаваемое и используемое для принятия управленческих решений.

Модель бизнес-процессов может иметь сложную многоуровневую систему, включающую в себя:

  1. Уровень процессов управления, описывающий процедуры принятия и реализации стратегических и оперативных решений.
  2. Уровень процессов развития, включающий процессы внедрения отдельных проектов совершенствования деятельности;
  3. Уровень основной деятельности, отражающий основные этапы создания ценности для потребителя в виде готового продукта или услуги;
  4. Уровень вспомогательных процессов, рассматривающий процессы, поддерживающие и обеспечивающие основную деятельность, например материально-техническое обеспечение, информационно-техническое сопровождение и т.д.

В некоторых случаях стратегическое развитие коммерческого банка предусматривает коренной пересмотр содержание все основной деятельности или ее отдельных составляющих. При этом используются управленческие технологии называемые инжинирингом и реинжиниринг.

Под инжинирингом понимается управление бизнес-процессами организации на основе их непрерывного проектирования и совершенствования.

Таким образом, инжиниринг предполагает постепенное совершенствование имеющихся моделей бизнес-процессов. В отличие от этого реинжиниринг предполагает кардинальное перепроектирование бизнес-процессов и выстраивание принципиально новых моделей их протекания.

Концепция реинжиниринга была предложена в конце 1980-х годов М. Хаммером и Дж. Чампи в книге «Реинжиниринг корпорации: манифест для революции в бизнесе».

Реинжиниринг применяется в трех типовых ситуациях:

  • организация находится в состоянии глубокого кризиса, выход из которого возможен только за счет резкого изменения уровня конкурентоспособности;
  • организация находится в удовлетворительном состоянии, однако имеющиеся тенденции неизбежно ведут ее к потере рыночных позиции и критическому снижению результатов;
  • организация пытается резко и безвозвратно увеличить отрыв от ближайших конкурентов для занятия доминирующей позиции в своей отрасли или сегменте рынка.

Реинжиниринг предполагает реализацию, по крайней мере, четырех этапов, включая:

  • формирование желаемого образа организации в рамках формулирования видения и стратегических целей;
  • анализ существующей модели бизнес-процессов, определение ее параметров и степени соответствия поставленным целям;
  • разработка и тестирование принципиально новой модели на основе: перепроектирования выбранных бизнес-процессов; формирования набора новых функций персонала; создание системы информационной поддержки и т.д.;
  • внедрение новой бизнес-модели в практическую деятельность, мониторинг и контроль ее результатов.

Очевидно, что процедура реинжиниринга сложна и рискована, поэтому имеется ряд принципов, важных для ее успешной реализации:

  • реинжиниринг инициируется высшим руководством при поддержке собственника бизнеса;
  • наличие лидера, способного взять на себя ответственность и реализовать реинжиниринг, убедив в его необходимости весь коллектив сотрудников;
  • обеспеченность необходимыми ресурсами, сосредоточенными на достижение целей реинжиниринга.
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)