Организационные механизмы разработки стратегии в коммерческом банке
С учетом значимости процесса стратегического планирования и управления механизмы его реализации должны пронизывать всю организационную структуру банка, начиная от высшего уровня управления и заканчивая уровнем исполнителей. При этом могут реализовываться несколько альтернативных подходов к принципам формирования стратегии в коммерческом банке.
Именно эти лидеры определяют цели и перспективные направления будущего развития, опираясь на формальную и неформальную поддержку остальных сотрудников.
Основной недостаток такого подхода – это проблема конфликтов интересов структурных подразделений.
Второй подход ориентируется на баланс в распределении полномочий и ответственности с созданием так называемого «треугольника ролей» (по Ансоффу), подразумевающего наличие (см. рис.):
- «вершины треугольника» – лица, принимающего окончательные стратегические решения, реализующего функции контроля над разработкой стратегии (роль 3 на рис.);
- «основание треугольника – участник 1» – разрабатывает и исполняет стратегические решения по своему бизнес-направлению, после их утверждения (роль 1 на рис.);
- «основание треугольника – участник 2» – согласует стратегические решения участника 1 с учетом интересов своего бизнес-направления, может напрямую взаимодействовать с «вершиной треугольника» для выражения своего несогласия и требований по пересмотру набора функциональных обязанностей (роль 2 на рис.).
Второй подход обеспечивает принятия более взвешенных и сбалансированных решений, но, очевидно, замедляет процесс стратегического планирования и управления.
Еще одними принципиальными альтернативами выступают принципы общего руководства и децентрализации.
Принцип децентрализации, напротив, стимулирует выработку стратегических инициатив со стороны сотрудников, что обеспечивает меньший уровень противодействия в процессе реализации принятых решений. Такой принцип можно назвать «снизу-вверх».
Как правило, на практике перечисленные принципы реализуются одновременно, и каждый банк находит собственный баланс между их соблюдением.
И. Ансофф отмечал, что успешность реализации стратегического планирования зависит от нескольких обстоятельств:
- от руководителя – его настроя на стратегическое управление, наличия соответствующих полномочий и компетенций, а также организационных и иных возможностей;
- от климата внутри организации – особенностей корпоративной культуры и распределения полномочий;
- от компетенций внутри организации – применяемых методов и процедур, наличия необходимой информации, стимулов и т.д.
Как правило, организационная структура стратегического управления коммерческого банка включает в себя несколько уровней:
- Совет директоров коммерческого банка – утверждает стратегию развития.
- Комитет по стратегическому планированию (при Совете директоров) – проводит экспертизу и принимает окончательное решение по стратегии, выносит ее на утверждение на Совете директоров.
- Правление банка – отвечает за разработку и реализацию стратегии, выносит ее на рассмотрение Комитетом, издает приказ о реализации стратегии.
- Департамент по стратегическому планированию – координирует процесс разработки и реализации стратегии развития.
Функциями департамента по стратегическому планированию являются:
- стратегическое планирование – обеспечение разработки, утверждения и контроля исполнения стратегии; разработки и мониторинга ключевых показателей эффективности (КПЭ); корректировка стратегии и ее актуализация; аудит документов банка на предмет соответствия стратегии;
- управление стратегическими инициативами – разработка, согласование и утверждение инициатив; разработка и контроль планов реализации инициатив; мониторинг результатов внедрения инициатив и оценка их влияния на реализацию стратегии;
- стратегический анализ и прогноз – анализ и прогноз макросреды коммерческого банка; бенчмаркинг по банкам-конкурентам и лучшим практикам; анализ и прогноз финансового состояния и конкурентной позиции банка.
При разработке стратегии развития банка могут задействоваться вертикальные и горизонтальные взаимосвязи в рамках его организационной структуры.
Вертикальные взаимосвязи соединяют уровни существующей организационной иерархии. Они закладываются при проектировании организационной структуры, существуют постоянно и учитывают распределение прав и обязанностей, определяя роль и место всех участников в организационной иерархии. Такие связи служат для обмена информацией в рамках логики «распоряжение-контроль-отчет», создавая тем предпосылки для реализации функций управления. Чем больше и функционально сложнее организация, тем больше вертикальных связей в ней будет существовать.
Вертикальные связи образуются естественным образом в процессе выстраивания линейной структуры функционально распределенных департаментов (отделов). Следует учитывать, что информационная эффективность вертикальных каналов в процессе принятия управленческих решений связи будет уменьшаться по мере увеличения количества уровней иерархии, через которые будет проходить информация в процессе ее сбора, анализа и принятия решений на ее основе. В таком случае может возникнуть эффект «испорченного телефона», который приводит к искажению информации и замедлению процесса коммуникаций.
Горизонтальные связи возникают между структурными единицами, расположенными на одном уровне организационной иерархии и имеют равный статус в управленческом процессе.
Такие связи необходимы для обмена информацией между различными функциональными элементами, что способствует разрешению проблем возникающих на стыке сфер ответственности разных структурных подразделений. Они оказывают положительное воздействие на укрепление и вертикальных каналов обмена информации, формируя условия для их более устойчивого использования.
Чем более широко используются горизонтальные связи, тем выше становится качество взаимодействия внутри организационной структуры, повышается осведомленность, инициативность и самостоятельность функциональных подразделений. В конченом счете это приводит к повышению гибкости и адаптивности всей организации к происходящим внутренним и внешним изменениям.
Кроме разработки стратегии собственными силами коммерческие банки активно используют услуги консалтинговых компаний, создавая специальные рабочие группы из своих сотрудников и привлекаемых внешних экспертов.
В процессе привлечения консультантов руководство коммерческого банка ориентируется на следующие критерии:
- затраты и скорость разработки;
- обеспечение понимания стратегии и вклада каждого сотрудника в ее реализацию;
- наличие необходимой информации и уровень стратегического мышления сотрудников;
- нацеленность сотрудников на стратегические изменения и развитие межфункционального сотрудничества и диалога;
- степень зависимости от внешних консультантов и др.
Процесс отбора и заключения контракта на разработку стратегии с привлечением внешних консультантов подразумевает проведение конкурсных процедур, включающих в себя подачу заявки от потенциальных разработчиков с указанием:
- данных о компании (наименование, ИНН и проч.);
- данных о сотрудниках (квалификация, опыт и т.д.);
- техническое предложение по стратегии (концепция стратегического планирования, календарный план разработки);
- финансовое предложение с обоснованием стоимости контракта.
В свою очередь банк определяет техническое задание на разработку стратегии, в котором определяет:
- Цель системы стратегического планирования.
- Требования к составу системы стратегий (корпоративная стратегия, стратегии бизнес единиц и функциональные стратегии).
- Требования к содержанию и каскадированию системы ключевых показателей эффективности.
- Требования к структуре стратегического планирования с точки зрения требуемых бизнес направлений (корпоративное, розничное, инвестиционное и т.д.) и продуктовой линейки (привлечение, размещение, комиссионные продукты и т.д.).
Помимо самой стратегии развития от разработчиков может потребоваться формирования документарной базы, описывающей систему стратегического управления с определением:
- порядка разработки и реализации стратегического плана;
- системы прогнозирования исполнения стратегии;
- системы мониторинга и контроля исполнения стратегии;
- порядка корректировки и актуализации стратегии;
- определения финансовой структуры для реализации стратегии и проч.
Эти требования к внешним консультантам предъявляются в том числе и для того, чтобы в будущем обеспечить возможность самостоятельной разработки и реализации стратегии развития на постоянной основе.
- Мониторинг и контроль за реализацией стратегии
- Подготовка финансового плана в реализации стратегии
- Бизнес-процессы и их реинжиниринг
- Роль мотивации в реализации стратегии
- Сбалансированная система показателей и ключевые показатели эффективности коммерческого банка
- Документы, разрабатываемые с целью реализации стратегии развития коммерческого банка
- Сущность стратегического риска коммерческого банка
- Система стратегий коммерческого банка и матричные модели стратегического выбора
- SWOT-анализ и разработка стратегических направлений развития
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу