Анализ совокупных затрат на производство и реализацию продукции 

Наряду с характеристиками спроса и предложения, огромную роль при установлении цены товара играют издержки на его производство и реализацию. Прежде всего, это объясняется тем, что только за счет цены товара производитель имеет возможность покрыть собственные предпринимательские затраты.

Значит, удельные издержки на производство и реализацию единицы товара представляют собой минимальную границу его цены, позволяющую осуществлять простое воспроизводство. Кроме того состав и структура предпринимательских затрат не однородна и, значит, возможны такие их вариации, при которых рыночная цена товара будет выгодна и производителю, и потребителю.

Таким образом правильный учёт затрат на производство и реализацию продукции необходим, во-первых, для определения цены предложения и, во-вторых, для выработки стратегии и тактики рыночного поведения производителя (продавца).

Текущие затраты предприятия на производство и реализацию продукции, выраженные в денежной форме принято называть себестоимостью продукции.

Себестоимость – важнейший качественный показатель, отражающий результаты хозяйственной деятельности предприятия, технико-экономический уровень производства, качество управления. Она является исходной базой для формирования цен, оказывает непосредственное влияние на величину прибыли и уровень рентабельности производства.

Себестоимость складывается из затрат, связанных с использованием в процессе производства продукции основных фондов, сырья, материалов, топлива, энергии, труда и других затрат на ее реализацию.

Себестоимость продукции является экономической категорией, связанной с существованием самостоятельных хозяйствующих субъектов в условиях товарно-денежных отношений и показывает, во что предприятию обходится производство и сбыт продукции. При этом себестоимость является категорией простого воспроизводства, поскольку, постоянно возмещаясь в цене продукции, она позволяет предприятию возобновлять выпуск в неизменном масштабе.

Себестоимость продукции формируется из множества видов расходов, имеющих различную экономическую природу и по-разному влияющих на ее общий уровень.

Основными документами, регламентирующими состав и классификацию текущих расходов организации, являются гл. 25

Налогового кодекса РФ «Налог на прибыль организации» и Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации».

Согласно Налоговому кодексу РФ под расходами понимаются затраты определенного периода времени, документально подтвержденные, экономически оправданные (обоснованные), полностью перенесшие свою стоимость на реализованную за этот период продукцию.

В соответствии с Положением по бухгалтерскому учету расходы организации в зависимости от их характера, условий осуществления и направлений деятельности предприятия подразделяются на расходы по обычным видам деятельности и прочие расходы.

С точки зрения ценообразования значимыми являются расходы по обычным видам деятельности, то есть те, которые непосредственно связаны с изготовлением и реализацией продукции (работ, услуг). При
этом, как правило, эти расходы занимают наибольший удельный вес в составе расходов предприятия.

При формировании расходов по обычным видам деятельности обеспечивается их группировка по следующим элементам, которая является единой и обязательной для предприятий всех отраслей:

  • материальные расходы;
  • расходы на оплату труда;
  • отчисления на социальные нужды (единый социальный налог);
  • амортизация;
  • прочие расходы.

В Российской Федерации для всех субъектов рынка предусмотрен единый порядок включения расходов в состав себестоимости выпускаемой продукции. Этот порядок регламентируется Правилами бухгалтерского учета и отраслевыми инструкциями по планированию себестоимости продукции.

Регламентация расходов, включаемых в себестоимость, в значительной степени носит исторический характер, т.е. во многом определяется налоговой политикой государства на конкретном этапе развития экономики страны.

Некоторые виды расходов (например, командировочные и представительские расходы, расходы на рекламу, подготовку и переподготовку кадров) включаются в себестоимость в пределах норм, утвержденных в установленном порядке. В связи с этим в настоящее время предприятия рассчитывают себестоимость реализуемой продукции по полным затратам, которая обычно служит для них нижней границей цены предложения.

Помимо непосредственных затрат на производство и реализацию продукции предприятие несет ряд экономических обязательств перед государством, а также, как правило, создает условия для расширенного воспроизводства.

Отсюда, применительно к ценообразованию правильнее оперировать не понятием себестоимость, а понятием экономические (предпринимательские) издержки, то есть те, которые предприятие должно учитывать исходя из минимально необходимых и достаточных условий осуществления нормальной рыночной (предпринимательской) деятельности. Таким образом, именно
экономические издержки и формируют цену предложения товара в данной отрасли национальной экономики.

В состав экономических издержек необходимо включать следующие элементы:

  • Затраты формирующие себестоимость товара, исчисляемые согласно Правилам бухгалтерского учета и отраслевым инструкциями по планированию себестоимости продукции.
  • Учитываемые в цене официальные налоги (например, НДС, акциз и т. п.). Эти налоги также являются издержками для предприятия, так как их сумму предприятие в конечном счёте перечислит в различного рода бюджеты.
  • Таможенные пошлины, тарифы и сборы, если предприятие осуществляет экспортно-импортную деятельность. Экономическая суть этой группы издержек аналогична предыдущим обязательным затратам.
  • Затраты на обеспечение конкурентоспособности предприятия. В общем случае к ним относят:
  • капитальные вложения в обновление основных производственных фондов и прирост оборотных средств, обеспечивающих современный уровень развития НТП в данной отрасли национальной экономики и расширенное воспроизводство;
  • затраты, связанные с развитием инновационной деятельности, направленные на рост (поддержание) конкурентоспособности продукции и предприятия в целом;
  • затраты на социальные программы, обеспечивающие минимальный уровень социальной защиты работников предприятия и закрепление трудовых ресурсов;
  • затраты на подготовку и переподготовку кадров, обеспечивающие рост эффективности труда;
  • отчисления в централизованные фонды предприятия, стимулирующие управляемость предприятия в целом;
  • выплаты дивидендов по акциям, обеспечивающие предпринимательские интересы акционеров.
  • Альтернативные (временные) издержки, под которыми понимаются прямые потери или упущенные выгоды, которые возникают в результате отказа от каких-то других альтернативных решений.

Поскольку второй, третий и четвертый элементы экономических издержек формируются за счет прибыли предприятия, то их суммарную величину можно рассматривать как размер нормальной предпринимательской прибыли, обеспечивающей расширенное воспроизводство. Учет в цене товара величины пятого элемента – альтернативных издержек, может восприниматься как вариант отображения предпринимательского риска.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)