Активные и интерактивные форм и видов взаимодействия

Одной из разновидностей активного обучения являются интерактивные лекции, основанные на диалоге, дискуссии, коллективном обсуждении материала, групповой работе обучающихся с элементами «обратной связи».

Интерактивная лекция – это форма лекционного занятия, предполагающая включение элементов диалога в форме проблемных вопросов, заданий, задач, краткого обсуждения специально разработанных ситуаций, анализ нестандартных явлений, высказывания мнения студентами, их активное участие в обсуждении
рассматриваемых вопросов (рис. 6.4).

Отличительная особенность интеллектуального внимания – его познавательная направленность. Восприятие слушателями учебного материала зависит от его содержания, способа изложения, индивидуальных особенностей преподавателя и студентов.

Главная задача интерактивной лекции – активизировать познавательную мыслительную деятельность обучающихся.

Формат интерактивности требует значительного учебного времени и этот факт должен учитывать педагог. Задача преподавателя – сделать каждую лекцию убедительной, точной, осязаемой. Во время чтения лекции преподаватель, видоизменяя громкость, тембр и темп речи, подчеркивает свое эмоциональное отношение к тому, о чем говорит, а также, включая элементы полемики, дискуссии, креатива видоизменяет традиционную форму лекции.

Интерактивная лекция относится к числу активных и интерактивных методов обучения.

Активные методы обучения – это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности обучающихся в процессе освоения учебного материала. Эти методы основаны на практической направленности, игровом и творческом характере обучения, интерактивности, разнообразных коммуникациях, диалоге и полилоге, использовании знаний и опыта студентов, групповой форме организации их работы, вовлечении в процесс всех органов чувств, деятельностном подходе к обучению, рефлексии.

Эти методы характеризуются высокой степенью включенности обучающихся в образовательный процесс, активизируют их познавательную и творческую деятельность при решении поставленных дидактических, воспитательных и развивающих задач. Активность преподавателя уступает место активности студентов, а задачей преподавателя становится создание условий для их инициативы. Он регулирует образовательный процесс и занимается его общей организацией, определяя ведущее направление (готовит заранее необходимые задания и формулирует вопросы или темы для обсуждения в группах), контролируя время и порядок выполнения намеченного плана работы, давая консультации, разъясняя сложные термины, помогая в случае серьезных затруднений.

Профессиональная компетентность преподавателя играет ключевую роль в эффективности организации образовательного процесса с использованием интерактивных методов обучения и включает высокий уровень знаний и умений по специальности, методическую культуру, культуру научной деятельности, информационную культуру, культуру воспитательной деятельности, коммуникативную культуру, политическую культуру.

Любая образовательная технология имеет методологическую основу, системную концепцию, представляющую собой комплекс положений, идей, образующих научную базу для целенаправленного планирования, организации и осуществления эффективного учебно-воспитательного процесса. Именно на основе этой системной концепции определяются его цели, задачи, содержание и временная развертка. При использовании активных методов важно учитывать проявление спонтанности, экспромта, креативного мышления участников, что достаточно сложно вписывается в стандартные технологические модели. Поэтому необходимо грамотно использовать их отличительные особенности:

  • целенаправленную активизацию мышления, когда обучающийся анализирует, рассуждает, доказывает, сопоставляет точки зрения, разрабатывает предложения и решения;
  • достаточно длительное время вовлечения студентов в активную работу в ходе занятия;
  • самостоятельную творческую выработку решений, повышенную степень мотивации и эмоциональности обучающихся;
  • интерактивный характер (от англ. interaction – взаимодействие), т.е. постоянное взаимодействие преподавателей и студентов, студентов между собой, диалог, свободный обмен мнениями о путях разрешения той или иной проблемы.

Перечисленные выше формы отличаются высокой степенью интерактивности, направлены на активизацию мышления обучающихся и повышением уровня мотивации, а также эмоционального восприятия учебного материала. Их применение позволяет активизировать и развивать познавательный интерес студентов; развивать их креативные способности в процессе учебной деятельности; повысить результативность образовательного процесса; эффективно формировать и оценивать общекультурные и профессиональные компетенции.

Разновидностью активных методов обучения являются интерактивные методы и технологии.

Интерактивность означает способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с человеком или компьютерной программой. Следовательно, интерактивное обучение – это прежде всего диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие преподавателя и обучающегося.

Особенности этого взаимодействия:

  • совместное «погружение» студентов и преподавателей в проблемное поле решаемой задачи, т.е. включение в единое творческое пространство;
  • свобода в выборе средств и методов реализации решения задачи;
  • эмоциональный контакт, переживание созвучных чувств, сопутствующих принятию и осуществлению решения задач.

Общая классификация активных методов обучения приведена на рис. 6.5. Наиболее эффективные из них будут рассмотрены более подробно позже.

В настоящее время наблюдается естественный интерес к игровым и проектным методам обучения. Они предполагают творчество, контекстность, определенную свободу выбора, высокую степень самостоятельности студентов. Эти методы не всегда вписываются в рамки технологического подхода.

Как показано на рисунке 6.5, активные методы можно разделить на имитационные и неимитационные. Имитационные методы включают элементы имитации реальной деятельности, специальные учебные задания и задачи, среди которых выделяют игровые и неигровые методы.

Игровые интерактивные методы обучения объединяют различные виды деловых и учебных игр (ролевые, организационно-деятельностные, исследовательские, интеллектуальные, проектировочные).

К неигровым интерактивным методам обучения, как правило, относят анализ конкретных ситуаций (case-study), имитационные упражнения, тренинги.

Неимитационные активные методы объединяют виды учебных занятий или их элементы, которые проводятся в интерактивной форме и представляют собой реальную учебную деятельность, в частности интерактивные проблемные лекции, практические занятия и семинары, групповые дискуссии, мозговые штурмы, методы групповой работы, проектно-созидательные технологии.

Суть интерактивного обучения состоит в том, что образовательный процесс организован таким образом, что практически все обучающиеся оказываются вовлеченными в процесс познания; они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность обучающихся предполагает не просто освоение учебного материала, а совместный интеллектуальный процесс поиска, когда каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, при этом происходит коллективная коммуникация, обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Важная особенность – атмосфера доброжелательности, взаимной поддержки, «спортивного азарта», что позволяет не только получать, синтезировать новое знание, но и развивать саму познавательную деятельность, переводя ее на более высокие формы озарения и открытия.

Характеристика, сущностная особенность интерактивных форм – это высокий уровень взаимно направленной активности субъектов взаимодействия, эмоциональное, духовное единение участников.

Преподаватель выступает в роли тренера, эксперта, консультанта, создавая условия и направляя инициативу обучающихся в необходимое русло. Он регулирует весь процесс и занимается общей организацией деятельности, корректируя общее направление обучения (готовит заранее необходимые задания и формулирует вопросы или темы для обсуждения в группах), контролируя время и порядок выполнения намеченного плана работы, давая консультации, разъясняя сложные термины, помогая в случае серьезных затруднений.

Активные и интерактивные методики обучения целесообразно применять на семинарах и практических занятиях. Их цель заключается в углублении, расширении детализации полученных на лекциях знаний, выработке профессионально значимых умений и навыков. Учитывая, что семинар сам по себе предполагает диалог, а практическое занятие – самостоятельную работу студентов под руководством преподавателя, интерактивными такие занятия делают элементы дискуссии, коллективного обсуждения, игры, анализ различных взглядов, мнений подходов, решение творческих задач, кейсов и другие активные методы обучения. Опыт работы свидетельствует о высокой дидактической и развивающей эффективности проектных методов.

На практических занятиях в юридических вузах студенты приобретают навыки применения правовых норм к конкретным ситуациям, толкования нормативных документов, умение находить нужные нормы среди многочисленных правовых актов, а также получают возможность проявить собственную индивидуальность, самостоятельность мышления, способность отстаивать свою позицию.

Такая организация образовательного процесса предполагает широкое использование фонда тестов, кейсов, ситуационных заданий, призванных оценить степень достижения целей обучения. Как правило, эти задания охватывают материал определенного содержательного блока. Текущие оценки обучающихся в данном случае не оказывают существенного влияния на итоговую оценку. Эти оценки являются формирующими, обеспечивающими обратную связь, на их основе вносятся коррективы в образовательный процесс.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)