Адаптирующая индивидуальная воспитательная беседа

Про­водится начальником отряда по прибытии осужденного в отряд (по возможности безотлагательно). В связи с этим указанием возможно проведение единой беседы, имеющей адаптирующую и познавательную цели.

В любом случае первая беседа должна носить ярко выраженный адаптирующий характер

Эта беседа, по сути, является знакомством начальника отряда и осужденного. Практика показывает, что первоначальным этапом адаптирующей беседы является установление психологического контакта.

Необходимо расположить к себе осужденного, снять стрессовое состояние, преодолеть негативное отношение к представителям администрации ИУ и одновременно продемонстрировать свою принципиальную позицию к соблюдению законности и исправительному воздействию на осужденного, что способствует формированию оптимальной дистанции и педагогического стиля взаимоотношений между начальником отряда и осужденным в будущем.

Основной задачей адаптирующей беседы является разъяснение правового положения осужденного, требований к его поведению.

До осужденного доводятся:

  1. Основы уголовно-исполнительного законодательства, положения ПВР ИУ, в частности, права и обязанности осужденного, перечень запрещенных к хранению предметов, порядок предоставления свиданий, получения посылок-передач, переписки с родственниками; осужденный в обязательном порядке должен предупреждаться о типичных правонарушениях, совершаемых вновь прибывшими осужденными.
  2. Разъяснять требования и запреты, на которых в настоящее время акцентирует внимание администрация ИУ.
  3. В общих чертах следует пояснить порядок документирования факта правонарушения и наложения дисциплинарного взыскания, а также возможные правовые последствия.

Имеет смысл уже в первоначальной адаптирующей беседе рассказать о возможности УДО и ЗНБМ. Сделать это следует так, чтобы осужденный реально в своем сознании сопоставил дату окончания своего срока наказания, установленную судом, и возможную дату УДО, которая зависит от его поведения.

Не менее важным является разъяснение традиций и обычаев в конкретном отряде и в учреждении в целом. При этом нужно проинформировать о положительных традициях, заложенных повседневной деятельностью начальника отряда и работой актива отряда (проводимые воспитательные мероприятия, ремонты жилых помещений, генеральные уборки, оказание помощи из фонда отряда), так и о имеющихся отрицательных традициях (воровские понятия, наличие так называемых «смотрящих»).

Необходимо указать на их жизненную несостоятельность, ущербность, бездуховность, привести примеры жестокости, черствости, лживости, корыстолюбия лидеров отрицательной направленности, случаи их повторного осуждения и перевода в тюрьму.

Основной акцент следует сделать на негативных правовых последствиях участия в группах отрицательной направленности, нарушениях установленного порядка отбывания наказания, лишении возможности для осужденного встречаться с близкими, отсутствии перспективы освободиться условно-досрочно.

С целью разъяснения правильной позиции следует предупредить о недопустимости и ответственности за вступление в запрещенные связи как с другими осужденными, так и с сотрудниками учреждения.

Осужденный предупреждается, что в отношениях с работниками ИУ он должен соблюдать правила вежливости и беспрекословно выполнять все законные требования. Можно также разъяснить роль тех или иных представителей администрации для осужденных в период отбывания наказания, в общих чертах рассказать о структуре ИУ, задачах и значении отдельных служб и должностных лиц. Например, в каких случаях осужденный может или ему следует обратиться к психологу, оперативному или режимному работнику, инспектору спецотдела, начальнику цеха и т. д.

Интересно
При формировании правильной позиции в отношениях с осужденными необходимо предупредить о некоторых специфических особенностях взаимоотношений в среде осужденных в местах лишения свободы: о недопустимости употребления некоторых слов, совершении определенных поступков, нежелательности распространения информации, касающейся собственной личной жизни, избирательности в межличностных контактах.

Также нужно предупредить о случаях обмана, вымогательства, вовлечения в азартные игры, одалживания, отчуждения имущества и рассказать о способах противодействия подобным явлениям.

Желательно узнать, с кем уже знаком осужденный в колонии, с кем поддерживает отношения и какие. Необходимо нацелить его на адаптацию в микрогруппе положительной направленности, для этого умело, без какого-либо принуждения и навязчивости рекомендовать ему пообщаться с конкретными осужденными, обратить внимание на их поведение.

Нередко во время проведения первой беседы приходится сталкиваться с настороженностью осужденного по отношению к начальнику отряда, нежеланием правдиво рассказать очевидные вещи, лукавством и даже лицемерием. В таких случаях можно использовать предупредительную фразу: «вы должны понимать, что наши дальнейшие отношения будут во многом зависеть от того, насколько вы готовы говорить правду».

В процессе адаптирующей беседы целесообразно задать вопросы: что в настоящее время больше всего беспокоит осужденного, какое впечатление на него произвели режим и быт в колонии, что больше всего его поразило, с какими бытовыми и психологическими трудностями столкнулся осужденный, имеет ли он родственников и каков характер их взаимоотношений, нужна ли ему какая-либо помощь, а также выяснить наличие профессии и квалификации.

Интересно
При ответах на вопросы осужденного не следует отсылать его к другому лицу или источнику или уклоняться от ответа. Правильнее сказать, что вам нужно что-то уточнить, и посоветовать осужденному обратиться к вам с этим вопросом несколько позднее.

Учитывая рекомендацию проводить адаптирующую беседу с осужденным по возможности безотлагательно после прибытия его в отряд, опыт работы показывает, что такие беседы проходят гораздо эффективнее, если им предшествует предварительное поверхностное изучение личности осужденного: по личному делу, со слов других осужденных, представителей администрации, из рекомендаций психолога, по пе­реписке с близкими и родственниками.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)