Жизнь и деятельность Я.А. Коменского

В XVII в. в Европе шло разложение феодальной обще- ственно-экономической формации и становление ка- питалистического строя. На смену феодальной раздробленности пришли крупные национальные государства.

Восходящий капитализм обусловил обострение социальных, национальных и религиозных проблем. Такое состояние особенно характерно было для Чехии.

Пронемецкая и католическая политика усилила недовольство чешских сословий, начавших восстание. Затем международный конфликт, поражение Чехии в Тридцатилетней войне. Единственной признанной религией стало католичество.

Отказавшихся от ее принятия принудительно изгоняли из страны, а их имущество конфисковывалось. Начался упадок чешской литературы, языка и письменности. В чешской истории этот период получил название «эпохи тьмы».

Лучшие представители чешского народа пытались отстаивать независимость страны с православной верой и родным языком.

Одним из них стал Ян Амос Коменский (1592-1670), великий чешский педагог-гуманист, демократ, лингвист, историк, философ, выдающийся общественный деятель, основоположник христианской педагогики нового времени. Он родился 28 марта 1592 г. в местечке Нивица, что в Южной Моравии.

По обычаю братства Ян получил еще библейское имя Амос. Жизнь Коменского сложилась трагически. В 1604 г. умерли его отец, мать и две сестры. Воспитанием 12-летнего Яна стала заниматься близкая родственница. Она отдала его в школу братства, где обучение велось на чешском языке.

Однако через год Ян оставил школу, видимо, по материальным причинам. Стремление к знаниям привело его в латинскую школу, чему способствовало и содействие общины «Чешских братьев». В 1611 г. Коменский успешно закончил общее среднее образование.

На собственном опыте он испытал уродливость и антинародный характер обучения, пронизанного догматизмом и схоластикой. У выпускника школы родилось сильное желание найти выход из такого печального положения, «дабы знание превратить во всеобщее достояние и было легко усваиваемо подростками».

Благодаря блестящим способностям Коменский был отправлен за счет общины в Гернборгскую протестантскую академию для подготовки к проповеднической деятельности.

В вузе Коменский основательно изучил классическую философию, в особенности сочинения Платона и Аристотеля, а также произведения Цицерона, Сенеки, Квинтилиана, Людвига Вивеса и др. Студента особенно заинтересовало сочинение Коперника «О круговращении небесных тел», сыгравшее большую роль в формировании его мировоззрения.

Уже в университетские годы Коменский выделялся своими незаурядными способностями и огромной эрудицией. В 1613 г. он опубликовал небольшой труд, посвященный познанию и ощущению. Автор защищал сенсуалистическое положение: «Нет ничего в уме, чего раньше не было в ощущении».

Работа Коменского появилась за семь лет до публикации знаменитого философского трактата Бэкона «Новый органон», выступавшего против схоластики, за очищение ума от постоянно грозящих ему заблуждений.

В студенческие годы Коменский написал большую работу «Сокровищница чешского языка», принесшую автору известность как филологу.

К сожалению, сочинение сгорело во время пожара в Лешно. После занятий в Генборе будущий педагог совершил путешествие в Голландию, а по некоторым предположениям, и в Англию. Эти страны были наиболее развиты, а религиозные воззрения буржуазии были близки общине чешских братьев. Свое образование Коменский завершил в Гейдельбергском университете, не закончив его из-за болезни. Вернулся на родину.

В 1614 году Коменского назначают руководителем той же латинской школы в Пршерове, в которой он раньше учился сам.

Полюбив благородную профессию педагога, он принял непоколебимое решение посвятить всю свою жизнь и энергию великому делу воспитания «человека в человеке».

Коменский вскоре проявил себя не только как талантливый практик-педагог, но и как пионер новых путей и методов воспитания и обучения. Работая в этой школе, он написал свой первый труд методического характера «Правила более легкой грамматики», направленный против схоластически-догматического изучения грамматики латинского языка.

В 1616 году, когда Коменскому исполнилось 24 года, братство избирает его священником, а в 1618 году его переводят в чешский город Фульнек на должность священника и одновременно ректора школы общины «Чешские братья».

Интересно
Здесь он ведет активную борьбу против католической церкви. Это была пора, когда католический Рим мечом и огнем уничтожал все прогрессивное в науке. Достаточно вспомнить сожжение на костре Джордано Бруно в 1600 году, первый процесс над Галилео Галилеем, осуждение учения великого астронома Коперника и другие жестокие дела инквизиции Рима в отношении людей передового мировоззрения.

Особенно тяжелое положение для Чехии в целом и для общины «Чешские братья» в частности создалось тогда, когда разгорелась Тридцатилетняя война (1618-1648), вдохновляемая римской католической церковью. Эта война втянула на свою орбиту и Чехию, войска которой были разбиты в 1620 году у Белой горы.

За поражением Чехии последовали полная потеря национальной самостоятельности Чехии и разгром общины «Чешские братья».

В 1621 году был предан огню город Фульнек, был сожжен и дом, где жил Коменский, целиком погибли все его рукописи и библиотека, а самому Коменскому пришлось прятаться в окрестностях города. В 1622 году умерли жена и двое детей Коменского. Скрываясь от инквизиции в продолжение почти семи лет, он перенес большие страдания.

Несмотря на самые тяжелые условия, потерю дома, семьи, Коменский никогда не падал духом, мужественно переносил все невзгоды.

В этот период он пишет блестящий философско-социальный трактат «Лабиринт мира и рай сердца», в котором с гуманистических и демократических позиций разоблачает эксплуататорскую суть сословно-классового феодального строя, разложение его социальных и моральных устоев.

В этот же период он делает основные наброски своей бессмертной «Великой дидактики».

Особенно мучительно переживал Коменский несчастье своего народа и родины. Чехия как страна, где реформационное антикатолическое движение приняло такие широкие масштабы, как ни в одной другой стране, больше всех испытала жестокость католической реакции.

Жестокими мерами насаждался здесь католицизм. Был издан указ об изгнании «Чешских братьев». В июле 1627 года последовал императорский указ, по которому всем тем, кто отказался принять католическое вероисповедание, предлагалось покинуть Чехию.

Интересно
После истечения установленного указом срока 30 тысяч семейств чехов-протестантов, среди них и Я.А. Коменский, покинули родину. Уезжая, они остановились на границе и посмотрели с горных вершин на любимую Чехию. Прощаясь с родиной, протестанты надеялись увидеть ее свободной от завоеваний и католицизма.

Коменский вместе со своими соотечественниками-изгнанниками, с многочисленными членами общины «Чешские братья» поселился в городе Лешно в Польше. Здесь он был преподавателем в школе, преобразованной в 1635 году в гимназию, ректором которой Коменский был избран. Одновременно он вел большую работу в общине, являясь к тому же ее епископом.

В период жизни в Лешно Коменский заканчивает «Великую дидактику», написанную им на чешском языке и переведенную им же на латинский. На латинском языке она вышла в 1633 году, а чешская рукопись найдена лишь в 1841 году и издана впервые в Праге в 1849 году.

К этому же периоду относится также «Материнская школа», написанная на чешском языке в 1628 году, изданная впервые в Лейпциге на немецком языке в 1630 году и в 1632 году на польском языке в городе Лешно.

В 1631 году Коменский издает учебник латинского языка «Открытая дверь языков и всех наук», который вскоре приобрел всемирную известность.

Многие исследователи Коменского справедливо указывают, что «если бы Коменский издал одну только эту книгу, он и тогда обессмертил бы себя».

В 1632 году публикуется книга Коменского «Физика», в которую вошла также его работа «Астрономия должна быть реформирована в свете физики». К периоду пребывания Коменского в Лешно относятся также и его труды «Предвестник пансофии», «Кузнец счастья или искусство советовать самому себе» и др.

В начале 40-х годов Коменского в качестве советника по осуществлению педагогических реформ приглашают в Англию, где он пишет книгу «Путь света». Затем несколько лет Коменский живет в Швеции, составляя по заказу государственного канцлера учебники и разрабатывая методики преподавания языков.

В 1648 г. педагога-новатора избрали старшим епископом и председателем Синода. Поселившись в 1650 году в Трансильвании, в городе Шарошском Потоке, Коменский ведет большую педагогическую работу.

Ряд трудов этого времени: «О культуре природных дарований», «Пансофическая школа», «Воскресение Форции или об изгнании косности из школы», «Похвала истинному методу», «О пользе точного наименования вещей», «Правила поведения», «Законы хорошо организованной школы» и др. и особенно учебник «Видимый мир в картинках», опубликованный впервые в 1658 году, – создают Коменскому славу великого педагога.

В 1654 году Коменский покидает Шарошский Поток и возвращается в Лешно. Но вскоре, в 1656 году, Лешно был разорен и сожжен фанатиками-католиками, и Коменский, опять лишившись крова, был вынужден странствовать по Европе.

Свыше 40 лет Коменский жил изгнанником в Польше, Англии, Швеции, Венгрии, Пруссии, Голландии. Хотя большую часть своей жизни он провел на чужбине, его мысль всегда была обращена к своей родине. Глубокий патриотизм помогал ему мужественно переносить трагизм собственной судьбы.

В самые тяжелые моменты своей жизни он помнил о судьбе своего народа. «Я также не могу забыть о тебе, народ чешский и моравский, родина дорогая, в своей окончательной разлуке с тобой», – говорит он в своем «Завещании», когда условия Вестфальского мира отняли у него последнюю надежду на возвращение.

Большинство своих произведений Коменский писал по-чешски, предназначая их для своего народа. «Еще юношей я был охвачен стремлением написать только для своего народа несколько книг на родном языке и тем принести ему пользу, и это стремление меня не покидало все эти пятьдесят лет», – писал Коменский, когда ему было уже семьдесят лет.

Последние годы жизни ему пришлось провести в Голландии, в Амстердаме. Здесь в 1657 году выходит его «Великая дидактика». Сочинение Коменского «О необходимости» было его лебединой песней. В нем Коменский подводит итоги своей многогранной жизни и выражает уверенность в светлом будущем своей родины и всего человечества.

Коменский скончался 15 ноября 1670 года и был похоронен близ Амстердама в Наардене.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)