Взаимосвязь направлений маркетинга в банковском секторе и интересов участников процесса

Общую взаимосвязь выделенных направлений маркетинга можно изобразить графически (Рисунок 1).

С одной стороны, позиционируется степень удовлетворения интересов клиентских групп (ось С1), а с другой (ось С2) – интересы самого банка – как финансово-кредитного института.

Распределение банков по 4 квадрантам имеет большое значение для определения величины финансовых и операционных рисков, а, следовательно, учета стратегии и тактики банковских подразделений в работе с реальными и потенциальными клиентами.

Взаимосвязь направлений маркетинга в банковском секторе и интересов участников процесса

В квадранте I – («консенсус» или «удовлетворение») можно отнести банки, которые успешно реализуют интересы своих клиентских групп, получая при этом значительную норму прибыли. Такие банки чаще всего занимают в рейтингах надежности лидирующее место. Банковские институты первого квадранта предоставляют на высоком качественном уровне весь комплекс услуг. Клиенты банка (квадрант I) как правило, финансово-устойчивые, надежные и имеют положительную кредитную историю.

Интересно
В квадранте II – «приманка для клиента» – можно отнести банки, клиенты которых недостаточно ориентируются на рыночном пространстве банковских услуг. В связи с тем, что для обеспечения достаточной нормы прибыли банка от пакета конкретных услуг, потребитель нередко за данную услугу платит более высокую цену, чем в других банках-конкурентах. В данном квадранте чаще всего находятся банки, стремящиеся без больших затрат в инновационные технологии получать высокую прибыль.

Позиционирование банков в этом квадранте, как правило, длится краткосрочный период. Позднее у таких банковских институтов снижается рыночная привлекательность, клиенты и контрагенты переводят свои счета банки-конкуренты. Не меняя впоследствии своей тактики, банки квадранта II в перспективе ждут финансовые трудности, которые могут привести к кризису.

Квадрант III – «банкроты» – вариант недобросовестного выполнения принятых договорных обязательств банком (по возврату депозитов и вкладов, по своевременному проведению платежей, поручений и обязательств банком), при не своевременном выполнении обязательств со стороны клиентов (по погашению кредитов) из-за негативного влияния экономических и маркетинговых рисков или обесценение сформированного фондового портфеля банка (портфельный и рыночный риск).

Квадрант IV – «благотворители», или «приманка для банка» относят банки, позиционирующие клиентоориентированный подход, внедряют новые финансовые технологии продаж, изменяют ассортиментную политику или наращивают объем производства без предварительных маркетинговых проработок о потребности рынка.

К ним относится внедрение финансовых и продуктовых инноваций без реального расчета сроков окупаемости проекта; изменение ассортиментного ряда продуктов и услуг, до того как потребитель готов платить за инновацию. При этом, величина потенциального потребительского спроса недостаточна для окупаемости затрат на инвестиционные и инновационные проекты.

Кроме того, сюда можно отнести и банки, которые кредитуют производителей товарных групп для детей, престарелых, больных и инвалидов и имеющие в этой связи определенные льготы государства.

В тоже время предоставляемые им льготы не всегда обеспечивают своевременное погашение заемных средств.

В IV квадранте матрицы чаще всего относят банки, которые при формировании своей кредитной политики и кредитного предложения не учитывают следующие параметры:

  1. Объем и качеств инвестиционных затрат в инновации в части долей затрат на инновацию в прибыли; удельного веса исследовательских затрат НИОКР в прибыли; доля затрат инновационных авторских разработок в прибыли.
  2. Взаимоотношения с конкурентами: на этапах предварительного анализа и процесса производства; на этапе технологической разработки товара; в организационно-управленческой структуре.
  3. Динамику процесса выпуска новой продукции: частота появления новой продукции; продолжительность жизненного цикла продукции.
  4. Оценку конкурентоспособности конечного продукта: технологические модификации продукта; моральное старение продукта; чувствительность технологии к государственному регулированию и частному партнерству; устойчивость технологических процессов к давлению потребителей и конкурентов.

На практике взаимоотношения банка с клиентом в чистом виде нельзя отнести к конкретному квадранту. Можно только определить направление вектора взаимоотношений (по сумме координатных точек при оценке взаимоотношений интересов банка и клиента) и отнести их к конкретному квадранту.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)