Гимнастика основной метод физического воспитания дошкольников

Гимнастика – понятие широкое, определяемое как одно из основных средств и методов всестороннего физического развития и воспитания. Она является обязательным компонентом базового физического воспитания.

Гимнастика представляет собой систему специально подобранных упражнений, разносторонне воздействующих на организм человека, усиливающих его основные физиологические процессы, способствующих его гармоническому развитию.

Путем гимнастических упражнений формируются жизненно необходимые двигательные навыки, красота и точность движений, развиваются основные физические качества – ловкость, быстрота, сила, выносливость, гибкость. Гимнастика применяется с самого раннего детства и продолжается во всех возрастных периодах жизни человека.

Задачей гимнастики является укрепление здоровья, физическое совершенствование и осуществление разносторонней физической подготовленности человека к многообразной деятельности. Помимо этого, гимнастика имеет специфические задачи: формирование правильной осанки, профилактика и коррекция различных деформаций тела, восстановление работоспособности двигательного аппарата после перенесенных травм, воспитание умения владеть своими движениями.

В гимнастике могут быть использованы весьма разнообразные упражнения, способствующие решению задач всестороннего физического воспитания. В ней могут применяться любые движения и двигательные действия в соответствии с педагогическими задачами и психофизиологическими особенностями организма.

В гимнастике можно осуществлять относительно точное избирательное воздействие на строение и функции организма. Характерные для гимнастики методические приемы позволяют с помощью физических упражнений оказывать преимущественное воздействие на отдельные органы и отдельные мышечные группы, а так же развивать различные физические качества.

В гимнастике возможна относительно точная дозировка физической нагрузки: разнообразные упражнения используются и назначаются в соответствии с подготовленностью занимающихся и строгим учетом их влияния на организм.

Гимнастика располагает специфическими средствами для осуществления воспитательных задач: требует точного, заранее обусловленного выполнения двигательных действий; имеет регламентированный распорядок занятий, особый стиль организации процесса обучения, развитие творческой инициативы. Все это служит воспитанию дисциплины, развитию внимания, способствует укреплению воли и характера.

Таким образом, методы гимнастики дают возможность решать задачи общей физической подготовки, применять физические упражнения в соответствии с возрастом и подготовленностью занимающихся и успешно осуществлять оздоровительные и воспитательно-оздоровительные задачи физического воспитания.

Интересно
В детских дошкольных учреждениях большую роль играет утренняя гимнастика. Она, прежде всего, имеет оздоровительное значение, т.к. состоит из упражнений, укрепляющих оздоровительные группы мышц туловища, которые удерживают позвоночник в правильном положении. К ним относятся также и мышцы стопы.

Ежедневное проведение таких упражнений способствует формированию правильной осанки, предупреждает плоскостопие. Основные упражнения – беги подскоки обязательно включаются в утреннюю гимнастику, они усиливают деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем, обмен веществ и в конечном счете направлены также на оздоровление организма ребенка.

Воспитатель должен помнить о специфических задачах утренней гимнастики и не превращать ее в дополнительное, укороченное занятие по физической культуре, в дополнительное музыкальное занятие, хотя умелое музыкальное сопровождение на утренней гимнастике надо приветствовать. Первое необходимое условие для проведения утренней гимнастики – чистый, свежий воздух. Поэтому с наступлением теплых дней утреннюю гимнастику надо проводить на участке.

В холодное время в помещении, где проводится утренняя гимнастика, за несколько минут до прихода детей открываются окна и проводится влажная уборка. Одежда детей для утренней гимнастики должна соответствовать требованиям гигиены: она должна быть чистой, легкой и не стеснять движения. Наиболее принятая форма – трусики и майка.

При подборке упражнений для комплекса утренней гимнастики необходимо учесть следующее:

  • они должны соответствовать требованиям программы по гимнастике для детей данного возраста;
  • должны быть простыми по форме и в основном знакомы детям.

Поэтому рекомендуется в утреннюю гимнастику включать упражнения, которые дети выполняли недавно на физкультурных занятиях. Один комплекс проводится в течение недели.

Комплексы утренней гимнастики составляются следующим образом. В начале надо организовать коллектив, сосредоточить внимание детей, поэтому утренняя гимнастика начинается с построения, затем ходьбы в сочетании с легким продолжительным бегом. Уместны здесь и специальные упражнения на внимание детей; например, на хлопок воспитателя ответить хлопком, не прекращая ходьбы или бега.

Затем дети перестраиваются для выполнения общеобразовательных упражнений. Их количество в подготовительной к школе группе 6-8. Они направлены, в общей сложности, на формирование осанки и укрепление свода стопы. Упражнения следует применять с таким расчетом, чтобы последовательно прорабатывались различные мышечные группы: плечевого пояса, ног, боковые мышцы туловища, мышцы спины, брюшного пресса, стопы.

Все эти упражнения выполняются как без пособий, так и с мелкими физкультурными пособиями: мячами, обручами, полками, лентами. В конце утренней гимнастики надо урегулировать деятельность сердечно-сосудистой системы и дыхательной. При проведении утренней гимнастики не следует уделять много времени построению, оно должно быть самым простым и доступным, например построение в звенья, построение в шахматном порядке.

Воспитатель должен обеспечивать добрый, энергичный темп проведения утренней гимнастики; продумать объяснения и показ упражнений. Объяснение должно быть понятным и кратким, показ – четким.

Детей подготовительной к школе группы надо готовить к такой форме организации гимнастики, когда весь комплекс проводится по словесному указанию.  С этой целью воспитатель должен чаще проводить упражнения без показа, только по слову. Во время бега под бубен нужно ударять пальцами в бубен, предлагая необходимый для бега темп, а не давать дребезжащие звуки. При таком дребезжании дети не бегут, а топчутся на месте мелкими шажками.

Хорошо проводить утреннюю гимнастику под музыку, особенно упражнения в ходьбе, беге, наскоках. Музыку для общеразвивающих упражнений надо подбирать осторожно, учитывая темп дыхания детей, так как при слишком быстром темпе дыхание будет недостаточно глубоким, а при слишком медленном произойдет задержка дыхания при вдохе, что недопустимо для дошкольников.

Если большинство детей выполняют упражнения неправильно, то воспитатель должен остановить их и указать ошибки. Если ошибаются отдельные дети, нужно по ходу выполнения упражнений делать индивидуальные замечания и исправлять ошибки. Продолжительность упражнений в подготовительной к школе группе 10-12 мин. За это время дети получают хорошую физиологическую нагрузку, «зарядку бодрости».

Таким образом, утренней гимнастике следует отдавать должное внимание, если воспитатель действительно заинтересован физическим развитием детей своей группы. Если каждый воспитатель, в каждом детском саду правильно организует свою работу с детьми в плане физического воспитания, то уровень их физического развития значительно повысится.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)