Воспитание трудолюбия у детей

Актуальность исследования. Большое значение в трудовом воспитании личности отводится семье. Это обусловлено тем, что ни один социальный институт не способен оказать такое воздействие на личность ребенка, какое оказывает на него семья. В семье происходит не только формирование личности ребенка, но и его самоутверждении как члена общества, т. е. социализации, принятии ребенком норм и правил жизни общества.

Семья оказывает на ребенка стимулирующее воздействие, активизируя его творческую и социальную активность, раскрывает индивидуальность. Учеными доказана первостепенная значимость семьи в воспитании ребенка дошкольного возраста. Кроме того, семья имеет особое значение и для всего общества.

По мнению ученых и в частности, В.А. Сухомлинского, «семья – это маленькая клетка нашего общества, в которой, как в фокусе, отражается вся жизнь нашей страны». Следовательно, подготовка будущего полноправного члена общества, способного приносить пользу себе и обществу, своей родине – обязанность его родителей, семьи. Именно готовность ребенка к трудовой самостоятельной деятельности – важнейшая задача родителей и педагогов.

В нашей стране накоплен достаточно большой исторический опыт по трудовому воспитанию детей и формированию у них необходимых трудовых умений и навыков. Данный опыт описан в научных трудах выдающихся отечественных педагогов: К.Д. Ушинского, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, С.Т. Шацкого, С.Н. Чистяковой и др. Особо необходимо отметить вклад В.А. Сухомлинского в теорию и практику трудового воспитания и обучения детей.

Детский труд он рассматривал в неразрывном единстве с воспитанием у ребенка таких высоких нравственных чувств, как любовь и уважение к родителям, способность к проявлению высших нравственных качеств, к дружбе, сотрудничеству и коллективизму . Воспитание детей невозможно без их приобщения к труду.

Именно труд и трудовая деятельность выступают как важнейшее средство всестороннего развития личности ребенка дошкольного возраста, формирования у него таких личностных качеств, как самостоятельность, понимание значимости и ценности труда в жизни каждого человека и всего общества в целом.

Ребенок с самых ранних лет должен понимать, что именно труд представляет собой основное средство удовлетворения естественных потребностей человека. В этой связи трудолюбие как способность к добровольной трудовой деятельности необходимо воспитывать у ребенка с самого раннего детства, так как оно не дается человеку от природы.

Интересно
Как показывают наши наблюдения за практикой взаимодействия педагогов с детьми и родителями в дошкольном образовательном учреждении, у многих дошкольников не сформированы элементарные трудовые навыки в самообслуживании, оказании помощи сверстнику, взрослым при выполнении простых трудовых операций (принести необходимые вещи или предметы, положить на место, собрать игрушки, навести поря- док после игры и т.д.).

Отсутствие в практической деятельности у детей трудовых навыков и самостоятельности показало противоречие между тем, как должны быть сформированы трудовые умения и навыки детей старшего дошкольного возраста (5–6 лет) и отсутствием этих навыков. Обнаруженная проблема мотивировала нас на исследование трудового воспитания дошкольников в семье, проживающих в городе.

Исходя из анализа психолого-педагогической литературы, утверждаем, что организованная трудовая деятельность способна удовлетворить возрастные потребности ребенка в познании своих возможностей, самоутверждении, сближении с взрослыми. По мнению Б. Г. Ананьева,

«простейшее самообслуживание способно обеспечить формирование и последующее развитие самостоятельности ребенка, как стержневого качества личности».

Иными словами, трудовое воспитание ребенка в семье начинается с приучения к самообслуживанию, ухода за своими личными вещами, с выполнения посильных поручений родителей или старших членов семьи, а также с заботы о младших или домашних питомцах. Как отмечено рядом исследователей (Р.С. Буре, А.В. Запорожец, С.А. Козлова, Т.А. Куликова), трудовое воспитание в семье должно быть направлено на формирование такого нравственного качества личности как трудолюбие, то есть любовь к труду.

Интересно
Такое качество формируется постепенно в каждодневном выполнении поручений, мелких трудовых операций, постепенно увеличиваясь и расширяясь. В период дошкольного детства в детском саду дети получают необходимое представление о труде, его роли в жизни человека и общества, знакомятся с разнообразными трудовыми профессиями, приобретают первичные трудовые умения и навыки, учатся планировать собственную деятельность и доводить начатое до конца.

Все это осуществляется посредством целенаправленной и систематической работы по трудовому воспитанию . Особая роль в воспитании трудолюбия у детей дошкольного возраста отводится семье. С 4–5-ти лет, дети принимают активное участие в домашнем труде, к старшему дошкольному возрасту дети уже должны иметь постоянные обязанности по дому и владеть навыками самообслуживания.

Это следует считать нормой, само собой разумеющимся делом, обязательным для личностного развития ребенка. В домашнем труде воспитываются аккуратность, ответственность, трудолюбие и многие другие полезные качества. Он нужен не только для того, чтобы помогать родителям по дому, но и для успешного учения в будущем.

Активное участие ребенка старшего дошкольного возраста в домашней работе является хорошей школой общей психологической подготовки к самостоятельной будущей жизни . Наше эмпирическое исследование проводилось на базе МБДОУ Детский сад «Антошка» г. Абакана Республики Хакасия.

В диагностике приняли участие 20 детей дошкольного возраста (5–6 лет) и 20 родителей. В качестве методов и диагностических методик использовалось анкетирование родителей, беседа с детьми, направленная на выявление характера отношения к труду и трудовой деятельности; наблюдение за детьми в условиях детского сада во время самостоятельной деятельности и в процессе режимных моментов.

Проведенная с детьми беседа показала, что 75% опрошенных детей положительно относятся к трудовой деятельности, они любят трудиться и помогать своим родителям. 25% детей высказали противоположное мнение, они признались, что не всегда им нравится труд и они не понимают его значимости в собственной жизни. Связано это с тем, что труд требует приложения усилий, преодоления ряда трудностей.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)