Внутридисциплинарные и междисциплинарные связи

В основу логики построения внутрипредметных и межпредметных связей могут быть положены следующие виды связей:

  • связи между предметом исследования, рассматриваемые как в разных учебных дисциплинах, так и в конкретно взятой дисциплине;
  • связи по родственным теориям и законам;
  • связи по методам исследования (социология и психология, психология и математическая статистика);
  • связь научных знаний с практикой (как знания по одной дисциплине необходимы для практической деятельности представителя другой науки).

Связи внутридисциплинарные обеспечиваются соответствующим построением учебной программы преподавателем.

Установление междисциплинарных связей обеспечиваются логикой учебного плана. Дисциплины могут изучаться параллельно и в разное время. Поэтому различают реализацию также предшествующих и последующих предметных связей.

Можно выделить  три модели межпредметных связей:

  • общеобразовательные дисциплины – спецдисциплины;
  • общепрофессиональные дисциплины – спецдисциплины;
  • спецдисциплины – спецдисциплины.

Особое значение приобретают межпредметные связи в системе профессионального образования, где учебный и познавательный процесс должен строиться в органической связи с общеобразовательными, общепрофессиональными и специальными дисциплинами.

Системное применение межпредметных связей общеобразовательных, общепрофессиональных и спецдисциплин развивает кругозор, глубину мышления, способствует быстрому восприятию происходящих явлений, обеспечивает систематичность усвоения материала.

При изложении темы преподавателю необходимо рационально отбирать учебный материал, опираясь на основополагающие законы и теории других предметов и дисциплин, используя при этом свои профессиональные, теоретические и практические знания и жизненный опыт.

Виды занятий с целью использования межпредметных связей:

  • бинарное занятие – объединяющее содержание двух предметов одного цикла в одном учебном занятии. Особенностью такого занятия является то, что изложение, исследование проблемы одного предмета находит продолжение в другом.
  • интегрированное занятие – учебное занятие, на котором обозначенная тема рассматривается с различных точек зрения, средствами нескольких предметов (курсов). Ведут его два или даже несколько преподавателей.
  • межпредметное занятие – эта форма занятий, при которой изучаемый учебный материал иллюстрируется сведениями из других предметов.

При проведении бинарного занятия одна и та же тема рассматривается сразу двумя дисциплинами любого блока. Например – специальность «Менеджмент»: тема «Спрос и предложение» является дидактической единицей как дисциплины «Экономическая теория» так и дисциплины «Маркетинг». Следовательно, изучение данной темы целесообразнее проводить в виде бинарного занятия.

При проведении интегрированного занятия тема по одному предмету дополняется знаниями из другого предмета, но по теме, которая, опираясь на предыдущие знания, дает более широкое познавательное формирование.

Интересно
Например – тема «Получение дохода в виде ренты» является дидактической единицей дисциплины «Экономическая оценка недвижимости». Знания можно дополнить и расширить изложением темы «Виды договоров ренты» по дисциплине «Правовое обеспечение профессиональной деятельности».

Межпредметное занятие, как правило, ведет один преподаватель. Например, при изучении темы «Основные фонды» по дисциплине «Экономика организации» учебный материал подкрепляется терминами (знаниями) дисциплины «Бухгалтерский учет».

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)