Инновационная лекция, ее виды

Новые варианты подачи лекционного материала, направлен как на интенсификацию учебного процесса, так и на развитие личностных качеств.

Проблемная лекция. В отличие от информационной лекции, на которой преподносится и объясняется готовая информация, подлежащая запоминанию, на проблемной лекции новое знание вводится как неизвестное, которое необходимо «открыть».

Задача преподавателя – создав проблемную ситуацию, побудить студентов к поискам решения проблемы, Для этого новый теоретический материал представляется в форме проблемной задачи, фиксирующей некоторое противоречие в ее условиях и завершающейся вопросом (вопросами), который это противоречие объективирует.

Особым классом учебных проблем, содержащих в себе противоречие, являются такие, которые в истории науки имели статус научных проблем и получили свое разрешение в трудах ученых, в производственной и социальной практике.

Методические приемы внесения в лекцию проблемности:

  • Постановка проблемных вопросов в начале лекции.
  • Ознакомление студентов с методами науки с целью показа того или иного научного явления в процессе его развития.
  • Подготовка эффективных заданий, стимулирующих приобщение студентов к исследовательской работе, проводимой на кафедре.
  • Интерес студентов к углубленному самостоятельному изучению научных вопросов, поднятых и остро поставленных в лекции.
  • Вопросы и задания, носящие прогностический характер.

Постановка проблемных вопросов в начале лекции подразумевает, что система заранее заготовленных преподаваем информационных и проблемных вопросов составляет своеобразный «инструментальный ящик» преподавателя. Он извлекает из этого «ящика» те вопросы, которые необходимы в данный момент чтения лекции для достижения промежуточных и конечных целей. Проблемные вопросы указывают на существо учебной проблемы и на область поиска неизвестного. Информационные вопросы (традиционное обучение) ставят целью актуализировать уже имеющиеся у студентов знания. Следует отметить, что один и тот же вопрос может быть информационным для сильного студента и проблемным для слабого.

Ознакомление студентов с методами науки с целью показа того или иного научного явления в процессе его развития важно не только для изучения истории решения проблем, но и для подкрепления раскрываемых лектором научных положений ссылками на экспериментальную работу, проводимую в настоящее время.

Интересно
При подготовке эффективных заданий, стимулирующих приобщение студентов к исследовательской работе, проводимой на кафедре в лекции показываются нерешенные проблемы или отдельные их аспекты, в разработке которых студенты могли бы принять участие.

Интерес студентов к углубленному самостоятельному изучению научных вопросов, поднятых и остро поставленных в лекции, возбуждается и ссылками лектора по ходу лекции (именно по ходу лекции) на литературу, в которой можно получить ответ на поставленный вопрос.

Вопросы и задания, носящие прогностический характер, т.е. приглашающие студентов к размышлению о том, как будет развиваться то или иное явление, интересующее их профессионально.

Систематизируя все эти приемы, можно составить их сводный перечень:

  • ознакомление с историей научной проблемы и с поиском путей ее разрешения;
  • ознакомление с методами науки;
  • демонстрация столкновения идей, теорий и концепций в современной науке;
  • предоставление студентам возможности занять свои собственные позиции при наличии спорных или разноречивых концепций и суждений, спорного определения понятий;
  • обращение к студентам с вопросом об их отношении к рассматриваемым явлениям и фактам;
  • обращение к аудитории с вопросом об опыте столкновения с тем или иным явлением;
  • привлечение студентов к участию в исследовании, которое ведется лектором или кафедрой;
  • привлечение к исследованию недостаточно изученных реальных научных проблем;
  • привлечение к изучению нового опыта;
  • освещение в лекции особенно интересного для студентов материала не в полном объеме и предоставление им возможности глубже изучить этот вопрос по литературе;
  • побуждение студентов к высказыванию прогнозов (или аргументированных суждений) о развитии того или иного явления, связанного с их профессиональной деятельностью;
  • постановка проблемных вопросов в начале лекции; создание в самом начале лекции проблемной ситуации; заострение реально существующих противоречий, столкновение несовместимых на первый взгляд явлений; постановка вопросов (или приведение ситуаций), имеющих несколько вариантов ответов или путей решения.
  • постановка проблемно-риторических вопросов по ходу лекции.

Таким образом, процесс познания студентами при данной форме изложения информация приближается к поисковой, исследовательской деятельности.

Лекционный материал излагается непосредственно на лекции в форме диалогического общения.

С помощью проблемной лекции обеспечиваются развитие теоретического мышления, познавательного интереса к содержанию предмета, профессиональная мотивация, корпоративность.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)